Как будет меняться рынок логистики, какие компании выдержат новые испытания, каковы условия для инвестирования и что позволит создать сильный HR-бренд в 2025 году — в беседе с "ДП" прогнозировал управляющий директор УК People&People (ООО "Управляющая компания "PP", в портфель входят сервисы "Грузовичкоф", "Таксовичкоф", "Ситимобил", "Dostаевский", Kistochki) Вячеслав Алексейцев.
Какие тренды заметнее всего влияли на рынок транспортных услуг в 2024 году — и какие перешли в 2025-й?
— Анализ 2024-го и прогнозирование трендов на 2025 год — это важная часть нашей работы. На основе текущих тенденций и развития технологий мы выделили несколько ключевых направлений, которые будут определять рынок логистики в России.
Одним из самых значимых трендов остаётся цифровизация. Внедрение систем управления транспортом (TMS) позволит автоматизировать процессы планирования, управления заказами и отслеживания грузов. Эти системы способны анализировать большие объёмы данных, что способствует более эффективному распределению ресурсов и снижению затрат. Электронный документооборот (ЭДО) также станет стандартом.
Отдельно стоит отметить тренд на применение искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения (МО) для оптимизации маршрутов, прогнозирования спроса, автоматизации процессов и анализа данных.
Тренд на использование беспилотных технологий. Мы прогнозируем, что в ближайшие 3–5 лет в отрасли будут внедряться (в ограниченном масштабе) эксперименты с беспилотными автомобилями и дронами для доставки грузов на "последней миле".
В прошлом году отмечалось сильное влияние со стороны общеэкономических факторов: повышение ключевой ставки ЦБ, рост цен на запчасти и ГСМ, рост стоимости транспортных средств, дефицит водителей, общий спад потребительской активности во втором полугодии 2024 года.
Пока всё из вышеперечисленного перешло в 2025 год, и мы ожидаем ухудшения ситуации, как минимум из-за отсутствия очевидных предпосылок к снижению ключевой ставки ЦБ РФ.
Из неэкономических трендов можно выделить сильный сдвиг логистики в сегмент маркетплейсов. Если раньше клиенты, покупая крупногабаритный товар в магазине, заказывали машину в компаниях по доставке, то сейчас потребитель заходит в приложение маркетплейса — и приобретает там товар сразу с доставкой. Рост продаж на этих площадках существенный: например, в Ozon средний рост выручки за последние 5 лет — 54% в год, Wildberries ожидает рост оборота в 2025 году примерно на 60%.
Но при этом b2b-клиенты стали чаще переводить функцию логистики на аутсорсинг. Например, компания торгует хлебом, его нужно развозить по магазинам. Для этого требуется содержать штат водителей и логистов, а также ремонтную зону, закупать запчасти и так далее. Но ведь это не прямая деятельность компании — а центр затрат. И поэтому в некоторых случаях с целью повышения эффективности бизнеса организации принимают решение передать эту функцию на аутсорсинг.
Вячеслав Алексейцев, управляющий директор УК People&People (ООО "Управляющая компания "PP")
Назовите основные риски и те факторы, которые будут сказываться на рентабельности бизнеса.
— В первую очередь — это ключевая ставка ЦБ РФ. Она влияет на возможность привлекать финансирование для развития бизнеса, увеличивает размер лизинговых платежей.
Вторым, но не менее существенным фактором является дефицит рабочего персонала. Это приводит к росту ФОТ, который компания по разным причинам не может переложить на клиента.
Третий риск — уровень потребительского спроса. Опять же ввиду повышения ставки ЦБ РФ экономика сильно замедляется, спрос падает.
Ну и в целом общая инфляция. К сожалению, она не торопится снижаться даже при рекордной за всю историю современной России ставке ЦБ РФ.
Общий тренд — снижение инвестиционной активности. Какие варианты привлечения средств сегодня наиболее актуальны для предпринимателей?
— Безусловно, дорогие кредиты существенно тормозят развитие бизнеса. Есть два основных вида инвестиционных средств: заёмное финансирование и инвестиции в капитал (продажа доли в бизнесе).
В России развито в основном долговое финансирование через банковские кредиты и через облигационные выпуски. При этом инвестиции в капитал кратно упали ввиду ухода иностранных инвесторов с российского рынка, а также непонятных перспектив выхода из инвестиций, ведь после покупки доли в бизнесе инвесторы рассчитывают на дальнейшую перепродажу долей по более высокой оценке. Более того, рыночные мультипликаторы очень низкие — и собственникам бизнеса невыгодно продавать долю по текущим оценкам.
В итоге получается, что привлекать заёмное финансирование по текущим ставкам экономически нецелесообразно, а привлечение денег в капитал усложняется низкой инвестиционной активностью на рынке и низкими мультипликаторами.
Но ЦБ РФ старается развивать рынок акций, чтобы физические лица инвестировали в бизнес, что позволит привлечь существенные инвестиции в рынок и снизить закредитованность бизнеса. Только вдумайтесь: на депозитах у физических лиц лежит более 53 трлн рублей. Это огромный капитал, который может повлиять на рост рынка акций. Чему сейчас опять же мешает высокая ставка.
Мы надеемся, что в перспективе 2 лет внешнеэкономическая ситуация улучшится и ставка ЦБ РФ снизится. Это даст мощный импульс для рынка акций и новых IPO.
Если говорить об управлении — какие организационные структуры будут наиболее эффективными в ближайшем будущем, прежде всего с точки зрения скорости реакции и адаптации к новым вводным?
— Наверное, за всех говорить неправильно, ведь каждая компания находится на своей стадии развития и имеет свою стратегию, которая может в корне отличаться от тех, что применяют даже прямые конкуренты. У любого бизнеса свои проблемы и свои возможности.
Даже в наших портфельных брендах разные оргструктуры. И поэтому я могу говорить только о них. В наших портфельных брендах внедрена матричная организационная структура управления. Сотрудники имеют двойное подчинение: они отвечают перед руководителями подразделений и перед менеджерами проектов.
Матричная структура позволяет эффективно использовать ресурсы компании — объединяет специалистов различных областей для достижения общей цели. Например, для создания нового продукта. Такая структура способствует гибкости и быстрой адаптации к меняющимся условиям, поскольку обеспечивает более интегрированный подход к управлению проектами. Она непростая, но при этом позволяет слышать мнения всех лидеров, что помогает вовремя замечать риски и предупреждать их.
При этом работа и анализ ситуации в разных сегментах дают некие преимущества?
— Да, конечно, у нас хорошо развита кросс-функциональная работа. Опыт, полученный в одном сегменте, используется и в других. Это касается всего: юридического блока, маркетинга и продаж, налогового планирования, проектного управления, финансового блока, безопасности и прочих направлений. Конечно, везде своя специфика, но набор инструментов один, просто разное применение.
Считаем, что у нас высокая экспертиза, но этого удалось добиться ввиду стремительно меняющегося мира, рынков, законов, трендов. Мы постоянно учимся на практике, а не в теории.
Не всегда удаётся предвосхищать тренды, проблемы и риски. Но в текущих условиях пытаться что-то предугадать кажется малоэффективным. Ведь все те риски, которые раньше считали маловероятными (пандемия, внешнеэкономические санкции, ставка 21%, сильный отток людей), теперь стали частью нашей действительности.
И к слову о реалиях: стоимость привлечения лида/клиента постоянно растёт. Каких маркетинговых решений это требует от игроков рынка?
— Частотность в сфере грузового такси достаточно низкая, это влечёт за собой определённую специфику в настройке рекламных кампаний. По сути, мы привлекаем каждого клиента заново в момент его потребности.
Очень важно соблюдать баланс: с одной стороны, необходимо управлять узнаваемостью бренда и его представленностью на рынке, а с другой — всегда быть готовым "поймать" клиента там, где он будет нас искать.
Мы используем стратегию широкого маркетинга и задействуем практически все известные инструменты на рынке.
Важной частью реагирования на стоимость привлечения клиента является работа над его удержанием. Поэтому более акцентный фокус на b2b является важной частью нашей стратегии.
Но главная реклама, наверное, это клиентский сервис, который ценят? Как его предстоит "настраивать" в 2025-м?
— Рекомендации — самый надёжный рекламный канал в любом бизнесе. Важно не просто оказать услугу — нужно превзойти ожидания клиента.
Наши внутренние опросы и исследования показали, что к началу 2025 года сформировался следующий перечень того, что действительно ценят клиенты: чёткое соблюдение сроков и договорённостей, понятная и простая механика оформления заказа и прозрачность всех процессов. Над совершенствованием и оптимизацией всей цепочки заказа наши портфельные сервисы работают ежедневно. В зависимости от продукта и оказываемой услуги клиент может получить и выбрать дополнительные важные опции — к примеру, для b2b-партнёров предусмотрены личный менеджер и возможность заключить особое SLA-соглашение с прописанными стандартами работы, при этом удобный бизнес-кабинет и индивидуальное сопровождение доступны всем клиентам.
Раз затронули тему корпоративного сегмента: замечаете ли рост спроса со стороны компаний на услуги ваших портфельных сервисов? И о чём это говорит в части развития бизнеса региона?
— Я ранее привёл в пример кейс с производителем хлеба — аналогично мы видим рост спроса со стороны других b2b-клиентов, которые работают в совершенно разных отраслях.
Это говорит в первую очередь о желании оптимизировать свои расходы, в том числе на штат персонала, и при этом сохранить или даже улучшить уровень сервиса по логистике.
А есть ли со стороны работодателей какие-то бонусы для персонала за счёт услуг ваших портфельных сервисов? Стало ли больше таких дополнительных мотивационных опций для привлечения и удержания сотрудников?
— В целом эта практика внедрена достаточно давно. Мы называем такую систему лояльности "кафетерий плюшек". Это скидки на услуги партнёрских компаний для сотрудников сервисов. И, конечно, наши сервисы также встроены в качестве системы мотивации во многих крупных компаниях.
Предприниматели говорят об "усложнении рынка труда". Как бы вы охарактеризовали ситуацию, учитывая, что, например, зарплаты курьеров ещё в середине 2024-го сравнивали с зарплатой начинающих IT-специалистов, а трудности поиска высококлассных водителей — давно известная проблема (по итогам первого полугодия 2024-го средний срок закрытия одной вакансии в логистике увеличился до 25 дней)?
— Ситуация достаточно сложная. Количество соискателей не становится больше, а спрос на доставку с маркетплейсов и из интернет-магазинов растёт. В итоге приходится бороться за водителей и курьеров, увеличивая их доход. Перечислять факторы оттока рядового персонала — людей, которые работают курьерами, водителями, поварами и так далее, — наверное, не стоит, это и так всем понятно.
Куда всё это в итоге приведёт — непонятно. Доставка дронами пока невозможна, беспилотное такси и грузовые перевозки готовы с точки зрения технологий, но законодательной базы недостаточно.
Что точно понятно: продажи из офлайн продолжат перетекать в онлайн, соответственно, рост спроса на водителей и курьеров будет расти.
И в целом на рынке квалифицированного персонала тоже перегрев. Найти сильного специалиста со здоровыми аппетитами достаточно сложно. Поэтому компании удерживают персонал различными материальными и нематериальными мотивациями.
Если мы говорим про курьеров и водителей — то здесь высокая конкуренция. Мы наблюдаем "рынок кандидата", а не "рынок работодателя". Сейчас курьеры и водители получают большое количество предложений и выбирают самые выгодные для себя. Мы тоже сталкиваемся с дефицитом персонала на этих позициях, поэтому активно развиваем HR-бренды, чтобы быть привлекательными на рынке труда. Так, в 2024 году многие программы были направлены на удержание действующего персонала и его развитие внутри компаний. Мы считаем это одной из первостепенных задач в действующих реалиях.
Учитывая разные направления, с которыми имеет дело инвестиционная УК People&People, по вашей оценке, какими будут основные тренды на рынке труда в сегменте рабочих специальностей?
— Есть несколько основных прогнозируемых трендов.
Первый — ещё больший дефицит рабочей силы и ещё более нестандартные подходы к закрытию вакансий. Компании стараются привлечь соискателей из категорий, которые ранее были менее активными на рынке труда. Например, люди предпенсионного и пенсионного возраста, активное привлечение женщин на рабочие вакансии за счёт дополнительных льгот и возможностей.
Второй — повышение конкуренции и, как следствие, рост заработных плат в сегменте рабочих специальностей. Компании вынуждены вкладывать большие ресурсы, чтобы привлекать сотрудников и выделяться на рынке труда.
Повторюсь: прогнозируемый рост онлайн-продаж повысит спрос на водителей, курьеров, логистов.
Также в бизнесе dark kitchen (производство и доставка готовой еды) наблюдается дефицит поваров. Сейчас рядовые повара зарабатывают как хорошие экономисты.
Что касается высококвалифицированного персонала, то тут, как говорится, нет худа без добра. Из-за высокой ставки ЦБ РФ в России не все бизнесы справятся с нагрузкой, возможен ряд банкротств, а соответственно, и высвобождение рабочей силы. Что, в свою очередь, в некоторой степени снизит зарплатные ожидания и в перспективе приведёт к снижению инфляции.
По–новому заиграет словосочетание "сила HR–бренда" в 2025 году?
— В 2025-м именно HR-бренд будет определять положение компании на рынке труда. "Сила HR-бренда" — это интерес к компании, готовность быть её частью на долгие годы, а также фактор "почему я работаю именно здесь и делаю свою работу хорошо".
Она будет крепнуть у сильных компаний, слабые — станут терять позиции. Ведь тут многое зависит от финансовой устойчивости, так как создание HR-бренда — сложный процесс и порой дорогостоящий.
Но, скорее всего, мы будем наблюдать сокращение численности работников во всех отраслях. Где-то поможет автоматизация, но в основном этого потребует закредитованность бизнеса. И в таком случае рынок уже будет не работника, но ещё и не работодателя — возможно, проявится некая золотая середина.
В сервисе "Грузовичкоф" 2025-й объявлен Годом водителя. Это значит, что компания уделяет особое внимание водителям как ключевым сотрудникам.
Кстати, многие сегодня говорят про цифровизацию чуть ли не как спасательный круг в части оптимизации именно процесса поиска и найма сотрудников. Согласны с этим и применяете ли IT-технологии в данном направлении?
— В HR-процессах мы скорее говорим про автоматизацию и цифровизацию таких направлений, как обучение и развитие, HR-аналитика, адаптация, наём.
Для нас автоматизация — это про работу с базами данных, с удобным доступом к аналитике, про оптимизацию ресурсов (денежных и человеческих) с целью стандартизировать процессы управления HR-направлением.
А какие IT-решения для вашей управляющей компании являются наиболее перспективными?
— Наши портфельные сервисы, работающие на рынке логистических услуг, инвестируют в собственные программные продукты и софт для работы с b2b-клиентами. Всё то, что облегчит жизнь b2b-клиентам и улучшит качество сервиса, — это необходимая статья инвестиций.
Пару лет назад мы осуществили достаточно существенные вложения в развитие серверной инфраструктуры, и пока её хватает, чтобы подключить ещё несколько крупных направлений.
Как будет дальше развиваться рынок логистики?
— В целом он продолжит расти (в том числе спрос на грузоперевозки), это движущая сила торговли (в том числе e-com). Активно идёт переориентация транспортных потоков на Восток (прежде всего в Китай), и это направление будет расти.
Для клиентов рынок будет и дальше развиваться как технологически, так и в части усиления клиентоориентированности.
Что касается компаний — выживут только сильнейшие. Яркий тренд на консолидацию активов. Крупные компании будут расти за счёт поглощений, а также из–за ухода из отрасли высокозакредитованных предприятий с высокой лизинговой нагрузкой. При этом конкуренция тоже будет расти. Так, в сегменте FTL-перевозок появился новый игрок — сервис известной технологической компании, что подтверждает наш тезис о потенциале рынка.