"Для нас это проблема": рост цен на упаковку в России стало сложно сдерживать

Подорожание упаковки ещё сильнее повысит цены на товары в российских магазинах
Автор фото: ТАСС

Пластиковая и картонная упаковка становится дороже из–за нехватки сырья. Это влияет на конечные цены товаров на полках магазинов.

В начале года ФАС запросила у крупнейших российских производителей упаковки сведения о себестоимости и ценообразовании их продукции.
"Служба изучит данные о стоимости картонной упаковки для куриных яиц и поваренной соли, комбинированной упаковки для молочной продукции, пищевой и кашированной фольги, гофрокартона, а также жиростойкой пищевой бумаги", — пояснили в антимонопольном органе.
Предварительные результаты проверки пока ещё неизвестны. Тем временем производители признают, что упаковка становится дороже, но настаивают, что это обусловлено несколькими объективными факторами.
Во–первых, сырьё для производства пластиковой упаковки дорожает на протяжении уже нескольких лет. Например, цена полиэтилена высокого давления и полиэтилена низкого давления на протяжении 2024 года выросла на 10%: со 145 до 159 рублей за килограмм. Второй фактор — дефицит кадров, приведший к росту зарплат. Если ещё год назад разнорабочий получал 300–350 рублей в час, то теперь — в 2–2,5 раза больше. А конкурентов за рабочие руки много. Третья причина — дорогое кредитование.
"Также надо учесть, что по упаковке средняя отсрочка платежа у клиентов — 30–60 календарных дней, плюс время на производство. Приходится закладывать 3 месяца на оборачиваемость, а это тоже кредит", — рассказывает генеральный директор ООО "ПакБери" (изготавливают упаковку из пластика и пакеты для широкого профиля заказчиков) Наталья Гаврилова.
Эксперт считает, что пристальное внимание антимонопольного ведомства стоило бы обратить на гигантов, контролирующих 80% сырьевого рынка. Многие производители долго сдерживали цены, но в какой–то момент делать это приходилось уже за счёт рентабельности бизнеса. "Ретейл отслеживает подъём стоимости, многие подписывают контракты на год, и производитель в течение этого времени не может повышать цены. Для нас это проблема, поскольку цены сырья колеблются", — уточняет Наталья Гаврилова.
При этом в картонной пищевой упаковке за последние 5 лет позиции, производимые на российском рынке, наоборот, подешевели, отмечает руководитель отдела маркетинга OSQ Group Антон Барбашов. Но и здесь сырьевая составляющая ежегодно растёт. "А маржинальность компании–изготовителя подобных изделий падает. Бумажно–целлюлозные комбинаты повышают цены на сырьё в среднем на 5–7% в год. Интересны их мотивы, ведь самая большая составляющая, около 50–60% в наших изделиях, — это стоимость сырья", — подчёркивает он.
В компании ProstoKap (производитель кофейных стаканчиков из российского картона) говорят, что цена на упаковку растёт кратно меньше, чем затраты на её производство. Которое, кстати, практически не автоматизировано.
"Цена бумажных стаканов для кофе увеличилась всего на 3–5%, а по некоторым клиентам даже снизилась на 5–25%. Кофейни не готовы оплачивать рост стоимости упаковки. В результате производители стаканов вынуждены либо снижать качество продукции (например, делая стаканы менее прочными), либо удерживать или даже снижать цены, что приводит к ситуации, когда производство упаковки становится всё менее рентабельным для производителей", — говорит основатель и генеральный директор компании ProstoKap Пётр Кабин.

Привезём в чём сможем

В занимающейся грузоперевозками компании "ПЭК" отметили повышение стоимости картонных коробов на 12% по итогам 2024 года. "При повышении цен на транспортную упаковку мы вносим эти затраты в расчёт себестоимости перевозки, а затем корректируем показатели. Чтобы сократить расходы, переходим от одноразовой к многоразовой упаковке. Вторично обрабатываем материалы, из них мы повторно производим оборотную тару и паллетные борта меньших габаритов", — рассказал "ДП" директор департамента по развитию продуктов и услуг ПЭК Сергей Буров.
Пластиковая транспортная упаковка значительно дороже бумажной, но, несмотря на это, часто оказывается выгоднее, так как может применяться для многоразового использования.
Директор департамента централизованного снабжения Boxberry Ляиля Киссель поделилась, что для перевозки товаров компания использует картонные коробки, курьер–пакеты, скотч, стрейч–плёнку, крафтовую бумагу и пупырчатую плёнку. В течение 2024 года волатильность цен была в пределах 10–15%, но пики удалось пройти без дополнительных затрат благодаря страховым запасам. При этом 2025 год начался с повышения цен на коробки до 20% и резкого скачка цен на скотч до 35%.
По словам руководителя направления закупки и обеспечения упаковкой, одеждой и аксессуарами СДЭК Инны Мацыкиной, особенно сильный рост стоимости упаковочных материалов ощущался в IV квартале 2023 года — на некоторые позиции гофрокартона до 50%. Это было вызвано нехваткой сырья из–за его экспорта крупнейшим производителем в Китай. В 2024 году рынок остался фактически на прежнем уровне. Сейчас поставщики заявляют рост стоимости полимерной упаковки около 15% с прогнозом увеличения до 20% до конца года при сохранении курса доллара на текущем значении.
"Упаковка, которой пользуется СДЭК, в большинстве случаев разрабатывается для нас индивидуально. Было бы полезным регулирование цен на сырьё, из которого она изготавливается", — считает Мацыкина.

Комплексное решение

В HoReCa доля упаковки в конечной стоимости продукта может составлять 5–15%, в ретейле — 5–7%. Как отметили в "Ленте", в прошлом году упаковочные материалы подорожали на 5–20%.
Потребители стремятся отказываться от упаковки там, где это возможно, однако ужесточение санитарных норм и правил сокращает возможности для этого, говорит ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. По его мнению, государство для снижения стоимости упаковки могло бы уменьшить часть налогов и сборов с их производителей, а также стимулировать рыночную конкуренцию. Контроль стоимости со стороны государства тоже возможен, но он не должен привести к появлению у них новых форм отчётности.
В ООО "Виола" вместе с партнёрами ведут разработку собственной пластиковой тары, которая при меньшем весе позволит сохранить уровень качества и потребительских свойств продукции. "Также мы ищем решения по оптимизации конструктива транспортной упаковки для сокращения транспортных и складских издержек, рассматриваем различные форматы складского хранения", — рассказала "ДП" руководитель отдела закупок компании Яна Пестовская.
По мнению совладелицы компании "Максидом" Марии Евневич, решение должно быть комплексным. "Мы могли бы посодействовать этому процессу, руководствуясь аналитикой продаж того или иного товара. Если видим, что покупатели преимущественно приобретают несколько штук этой позиции в одном чеке, то могли бы рекомендовать поставщику соединить товар в наборы, что сократило бы издержки на производство штучной упаковки товара", — предлагает она.