Третий лишний: как заказчики играют на доверии и уязвимости исполнителя

Автор фото: Татьяна Трошнева

Организация праздников — дело профессионалов. Но игроки рынка стали всё чаще сталкиваться с недобросовестными подрядчиками.

Режиссёр-постановщик шоу-программ, организатор праздников Татьяна Трошнева рассказала в интервью "Деловому Петербургу" о том, какие сложности в шоу-индустрии не только влияют на свободу творчества, но и ставят под угрозу саму профессию.
После пандемии, казалось, люди по-новому взглянули на публичные мероприятия, истосковавшись по эмоциям. А ощущаете ли вы всплеск интереса к массовым событиям сегодня? 
— Как ни удивительно, после пандемии мы стали возвращаться к прошлому: старым форматам мероприятий и артистам. Невозможно отделаться от ощущения дежавю, потому что множество проектов ставится так же, как 20 лет назад. Признаться, ещё в период, когда мы сидели по домам, была иллюзия, что, хотя бы недобросовестные клиенты изживут себя как явление. Но этого не произошло. Казалось, что сама культура организации праздника выйдет на новый уровень, но она наоборот откатилась в исторические времена.
Что вы имеете в виду под устаревшими форматами? 
— Для меня это прежде всего "работа по шаблону". Возможно "старые песни" в исполнении "забытых артистов" со сцены нравятся старшему поколению, чья юность прошла. Но если говорить о молодёжи, то совершенно непонятно, куда им ходить? Я, конечно, уже не отношусь к молодому поколению, но даже со стороны очевидно, что для нынешних подростков организуется очень мало интересных для них мероприятий.
Возможно, дело в том, что мы находимся в таком промежуточном этапе. Ровно так же, как это было в 1990-е годы. С другой стороны, мне как режиссёру временами бывает неинтересно, потому что заказчики редко готовы к реализации свежих идей, они ждут чего-то знакомого и понятного.
Автор: Татьяна Трошнева
Часто приходится искать баланс между требованиями заказчика и собственным вдохновением?
— Вы знаете, сейчас все крупные заказчики, как правило, работают через посредников — крупные агентства по мероприятиям. И зачастую эти агентства не обладают должной экспертизой и профессиональными кейсами в режиссуре праздников. Для них важно — получить заказ и бюджет. А у праздничных мероприятий, особенно городского масштаба, есть своя специфика: зрители приходят туда, чтобы получить эмоции, радость.
Как обычно выстраиваются взаимоотношения в сотрудничестве с посредником?
— Агентство получает определённый бюджет от заказчика на мероприятие, а дальше собирает в сжатые сроки команду. В творческой работе важное значение имеет человеческий фактор: нужно найти общий язык, быть гибким. Для агентства самое главное — выполнить работу наименьшими затратами, на творческие поиски не всегда есть время.
С профессиональной точки зрения, какова роль режиссёра-постановщика в этом процессе?
— Одна из ведущих! В своё время я училась у известного режиссёра — Бориса Николаевича Петрова, который делал известные на весь мир церемонии открытия и закрытия Олимпиады-80 в СССР. Я, конечно, не знаю всех организационных и бюрократических деталей этого процесса, но Борис Николаевич подчёркивал особенно важную роль личности режиссёра в подготовке и проведении мероприятия такого уровня.
Проще говоря, если в былые времена формированием команды занимался сам режиссёр, то сейчас группу подбирает агентство, исходя из целей оптимизации и экономии средств. Причём мне всегда было комфортно работать как с любой компанией напрямую, так и с агентством. Однако прошлой осенью мною получен негативный опыт сотрудничества. После этого я поняла, что на новых проектах нужно работать только со своей командой.
Автор: Татьяна Трошнева
Что вас подтолкнуло к такой идее?
— Дело в том, что мы с приглашёнными артистами уже четвёртый месяц тщетно пытаемся добиться от одного агентства оплаты оказанных услуг. Это довольно вопиющий случай, с которым я столкнулась впервые за долгие годы работы. Меня новое агентство по рекомендации моего знакомого заказчика пригласило сделать один большой фестиваль в Москве. Причём мы с заказчиком сотрудничаем не в первый раз и хорошо знаем друг друга. Но в этот раз тендер на организацию мероприятия выиграло агентство. Вероятно, стоило насторожиться на этапе, когда мой гонорар включили в смету агентства. Но я не ожидала, что будет какой-то подвох.
В итоге, мной мероприятие было проведено в срок. И хотя мне обещали оплатить 30% всей суммы гонорара сразу после мероприятия (31 октября), а остальные 70% — после того, как основной подрядчик получит оплату от заказчика, обещанные 30% были оплачены агентством только 19 декабря, а оставшаяся сумма не поступила до сих пор. В том числе не оплачена работа ведущего и приглашённого артиста, у которых отдельные договоры с агентством и сроком оплаты 31 октября.
Чем агентство объясняет такую задержку? 
— По их словам, они не получили деньги от заказчика (одного крупного бюджетного московского учреждения). Но вся суть в том, что агентство который месяц не может предоставить отчёт о проделанной работе заказчику. Почему? Никто объяснить не может: ни заказчик, ни само агентство. Акт о моей выполненной работе не был подписан представителем агентства, как и не были высланы никакие претензии по моей работе. Весь ноябрь и декабрь мы с директором приглашённого артиста пытались достучаться до агентства, чтобы оно заплатило пианисту прописанный в договоре между ним и подрядчиком гонорар, но тщетно.
Фактически я организовала и провела мероприятие бесплатно: съездила за свои деньги в Москву, проживала в отеле, часть своих же денег пришлось заплатить приглашённой команде. И всё потому, что я не проконтролировала, что полная оплата — то есть оставшиеся 70% — будет перечислена только после того, как клиент примет отчёт у агентства. А когда это случится никто сказать не может.
С какими ещё проблемами приходится сталкиваться режиссёру в таком формате работы с агентствами?
— Часто роль режиссёра в организации праздника понимают неправильно. Некоторые агентства в борьбе за оптимизацию процесса пытаются спихнуть на режиссёра-постановщика организационные задачи. И, действительно, в суматохе бывают ситуации, когда нужно где-то помочь быстро. Это нормально, мероприятие никогда не может обойтись без сюрпризов и моя задача — создать на площадке комфортную атмосферу для всей команды для оперативного решения возникших проблем и проведения качественного праздника.
Но есть нюанс. В творческой среде мы не всё можем детально прописать в договоре. Зачастую он носит дружественный, символический характер, поэтому там не получится предусмотреть каждый шаг. Всё строится на доверии и человеческом отношении. Иногда это чревато неприятностями. Например, даже прописанный срок оплаты оказанных услуг не гарантирует, что агентство выплатит деньги вовремя.
Похожие истории, в которых заказчик и главный подрядчик задерживают выплаты субподрядчику, нередки и сегодня составляют определённый пласт споров, которые затем перетекают в судебные — с привлечением всех участников соответствующих договоров. Чтобы разобраться, как действовать исполнителю в подобных ситуациях, "ДП" обратился с вопросами к старшему юристу практики разрешения споров юридической компании "ССП-Консалт" Станиславу Исакову.
Как правило, подобные задержки связаны с тем, что заказчик не произвёл расчёты с генподрядчиком и ему, соответственно, нечем рассчитываться со своими контрагентами. Если говорить об общей статистике, то даже исходя из общего количества судебных споров, можно отметить тенденцию на увеличение споров и между субподрядчиками и генподрядчиками. Суд при разрешении вопроса по спорам о взыскании субподрядчиком задолженности с генподрядчика руководствуется условиями договора и порядком оплаты, а также установлением объективных фактических обстоятельств по делу: была ли у генподрядчика объективная, а главное, уважительная причина, предусмотренная контрактом не производить расчёты с субподрядчиком. Самое главное в таких спорах — выяснение условий контракта об оплате, т. к. там может быть ряд лазеек, которые может оставить генподрядчик. Например, указать, что расчёты производятся только когда заказчик примет результат работ без замечаний, в то время, как сам генподрядчик замечаний при приемке не предъявлял, либо указать, что расчеты с субподрядчиком производятся только после оплаты со стороны заказчика, который тоже может задерживать оплату. Если генподрядчик просрочил оплату более чем на 1 месяц, то это основание для направления в его адрес претензии с требованием о выплате задолженности, а также соответствующих неустоек и штрафов. Если после предъявления претензии и проведения переговоров нет никаких результатов – нет оплаты, то остается взыскивать задолженность в судебном порядке. При заключении договора нужно обращать внимание на условия о порядке оплаты, которую генподрядчик не должен ставить в зависимость от оплаты со стороны заказчика или приемки последним результата работ, т.к. генподрядчик должен отвечать за действия третьих лиц, т.е. субподрядчиков перед заказчиком как за свои собственные. Также следует обращать внимание и на порядок приемки результата работ и порядка предъявления замечаний. Часто бывает, что при приемке генподрядчик предъявляет новые замечания при каждой приемке, при устранении старых, что в целом увеличивает срок приемки и оплаты, следует в договоре детально прописать порядок приемки и предъявления замечаний к результату работ.
Станислав Исаков
старший юрист практики разрешения споров юридической компании "ССП-Консалт"