С какими вопросами предприниматели в 2024 году чаще всего приходили к юристам. "Деловой Петербург" выделил топ–3 обращений.
Во второй половине минувшего года чаще прочего предприниматели приходили к юристам с вопросами, связанными с корпоративными сделками, взаимодействиями с иностранцами, а также налогообложением. То, что именно эти проблемы являются основной причиной головной боли петербургского бизнеса, стало очевидно после анализа результатов опроса топ–10 участников рейтинга "Юртоп: Командный зачёт".
Этот опрос "ДП" провёл в январе 2025-го.
Последствия противостояния
Санкции и последствия их введения по–прежнему являются одной из основных причин обращения бизнеса к юристам. Исход из России иностранных компаний, начавшийся практически 3 года назад, к настоящему времени так и не завершился.
“
"Большая часть иностранных инвесторов уже продали свои российские активы, однако остались и те, кто всё ещё ждёт получения необходимых разрешений, — рассуждает старший юрист компании “Форте Налоги и Право” Юлия Талагаева. — Мы видим, что значительное количество заявлений наших клиентов касается помощи в отношении уже ранее поданных обращений в правительственную комиссию, которые зависли где–то на рассмотрении. Поэтому, когда правительственная комиссия всё же примет решения по таким обращениям, сделки продолжатся, хотя и в меньшем количестве".
В рамках M&A–сделок при уходе иностранных инвесторов с российского рынка предпринимателей в основном интересовали сроки проведения сделок, проблемы, связанные с отсутствием гарантий со стороны продавца, и, конечно же, цена, возможности обсуждения размера которой сторонами в значительной степени ограничены требованиями правительственной комиссии. Усиливающееся в минувшем году давление западных стран на оставшихся в России иностранных инвесторов подталкивало их проводить сделки по продаже своих активов как можно скорее.
Другим последствием противостояния стали перестройка налаженных бизнес–связей, поиск новых партнёров, рынков сбыта, логистических коридоров для поставок, выстраивание цепочек для проведения платежей и т. д. Это всё так же обеспечило работой консалтеров.
"Наша практика ВЭД занималась и продолжает заниматься консультированием и выстраиванием цепочек международных поставок и платежей, — говорит партнёр, руководитель юридического направления Консультационной группы ТИМ Илья Трофимов. — До последнего времени такие проекты были похожи на игру “сапёр”. Те схемы, которые работали вчера, уже не работали через месяц — это был постоянный процесс поиска правовых решений".
Один из распространённых вариантов запроса от бизнеса — аккредитация представительств иностранных компаний в России, отмечает эксперт. "Сейчас мы активно регистрируем такие представительства в большей части для компаний из Китая. Только в прошедшем году таких проектов было около десятка, в частности мы сопроводили “под ключ” процесс открытия филиала для одного из крупнейших китайских производителей текстиля", — добавил Илья Трофимов.
Коллегу поддерживает управляющий партнёр GRATA International Владимир Комаров, отмечающий интерес китайских коммерсантов к российскому рынку — в частности, он направлен на проекты, связанные с data–центрами. По словам Владимира Комарова, частыми запросами предпринимателей, связанными с корпоративной практикой, были сопровождения сделок, в том числе международных, по купле–продаже бизнеса в таких отраслях, как фармацевтика и медицина.
"Представление интересов российского бизнеса за рубежом, создание структур, позволяющих вести там бизнес, — уточняет спектр запросов Владимир Комаров. — Причины за последние 2 года не поменялись — продолжается перестраивание новых производственных, логистических цепочек, а вслед за ними холдинговых структур".
При этом, по мнению экспертов, рано говорить, что ситуация в ближайшее время изменится настолько, что запросы бизнеса по корпоративным сделкам, по сделкам с иностранным элементом иссякнут. "Иностранцы не потеряли интерес к российскому рынку, они его сохраняют, но соотносят с рисками. Поэтому, если иностранному бизнесу предлагаются механизмы и площадка для ведения бизнеса, которые соответствуют как российскому законодательству, так и законодательству страны инкорпорации, он будет пользоваться этими инструментами", — считает Владимир Комаров.
По мнению Юлии Талагаевой, помимо закрытия сделок, разрешения по которым пока не выданы, также начнётся перепродажа активов, приобретённых ранее на иностранные структуры. Вместе с тем она не исключает поворота M&A–сделок в другую сторону.
“
"Мы видим интерес российских собственников к инвестициям за границу. При этом для российских инвесторов на сегодня действуют ограничения на инвестиции в иностранные активы. Так, операции по оплате долей, вкладов, паёв в имуществе иностранных компаний на сумму более 15 млн рублей (или эквивалент) требуют получения разрешения Центрального банка РФ. Поэтому, вероятно, в связи с наличием свободных денежных средств у российских инвесторов они будут пробовать получать такие разрешения и развивать свой бизнес в дружественных странах".
Налоги не дадут спать спокойно
Популярным запросом от бизнеса стало налоговое консультирование, которое, наверное, можно считать уже традиционным. По словам партнёра, руководителя практики налогового и административного права Maxima Legal Никиты Дейнеги, коммерсанты чаще всего просили разъяснить суть и последствия налоговой реформы этого года, интересовались, как подготовить бизнес и его бенефициаров к грядущим изменениям.
"В наступившем году надо будет адаптироваться к изменениям налоговой системы, введённым летними поправками, — уточняет партнёр, руководитель петербургской налоговой практики “Пепеляев Групп” Сергей Сосновский. — И это затронет действительно всех".
В качестве примера эксперт приводит ситуацию с теми, кто использует упрощённую систему налогообложения (УСН). Им предстоит понять и определиться, как работать в новых условиях. "С одной стороны, лимиты доходов и стоимости основных средств для применения УСН выросли. Но с другой стороны, при доходах от 60 млн рублей надо уплачивать НДС, причём выбрать, как лучше — применять специальные ставки НДС 5 –7%, которые не дают право на вычет и являются по сути налогом с оборота, увеличивающим цену, или же применять общие ставки 10–20%, которые дают право на вычет, но усложняют учёт", — кратко обрисовывает проблематику Сергей Сосновский.
По–прежнему бизнес интересует поиск и реализация налоговых резервов, то есть выявление скрытых неэффективностей, ведущих к избыточному налогообложению, структурирование бизнеса в России и за рубежом с учётом налоговых изменений и т. д.
“
"Подобные запросы продолжают поступать от представителей бизнеса из самых разных секторов экономики, начиная с реального бизнеса и заканчивая IT–компаниями, — резюмирует Никита Дейнега. — В качестве потенциальных юрисдикций по–прежнему рассматриваются дружественные страны как ближнего зарубежья (страны СНГ, Турция, Сербия), так и не столь близкие территории (ОАЭ, Китай, Индия, страны Африки и Южной Америки). Причина прежняя — актуальность данных стран увеличивается для российского бизнеса в условиях, когда западные юрисдикции, с одной стороны, ввели собственные или присоединились к введённым санкциям, а с другой — российское правительство ввело так называемые контрсанкционные меры в отношении тех же недружественных стран".