Морские перевозки между Россией и Финляндией фактически остановились

Автор фото: Александр Демьянчук/ТАСС
Хельсинки, Финляндия.
Морские перевозки между Россией и Финляндией фактически остановились в 2025 году.
За первые четыре недели года только одно судно отправилось из Суоми в РФ, следует из статистики финской таможни.
По данным ведомства, из России в Финляндию с середины декабря прошлого года не прибывало грузовых судов, а в последний раз в финский порт судно из российского порта заходило только на 50-й неделе 2024 года (то есть с 9 по 15 декабря). Из Финляндии в РФ на той же неделе отправились два судна.
Судя по статистике, в 2024 году и начале этого года из финских портов суда чаще отправлялись в Россию, чем наоборот: на менее чем 50 российских судозаходов приходится 80 судов из Финляндии, отправлявшихся с грузами в РФ.
Суда, прибывающие из России в порты Финляндии (синий), и cуда, отправляющиеся из Финляндии в порты России (красный), по неделям в 2024-2025 годах, количество (шт.)
Автор: tulli.fi
Больше всего судов из России (четыре) прибыло в финские порты на неделе с 13 по 19 мая, а на неделе с 29 июля по 4 августа прошлого года из Финляндии в РФ отправилось сразу восемь судов.
Но эти цифры несравнимы с ситуацией начала 2022 года, когда еженедельный морской трафик между странами составлял 20–25 судов и больше. Резкий спад произошёл в марте 2022-го.
Прибытие судов из портов РФ в порты Финляндии по неделям в 2022-2025 гг, количество (шт.)
Автор: tulli.fi
В финской таможне отмечают, что отражение в морских перевозках нашли и масштабные санкции Евросоюза, и собственные решения компаний об ограничении торговли с Россией, а также рекомендации по внешней торговле, данные Россией своим компаниям.
В ведомстве отметили, что с закрытием сухопутной границы Финляндии с Россией торговля между странами осуществляется либо морским, либо железнодорожным транспортом.
Однако, судя по статистике, даже с открытой для грузового автотранспорта границей в 2022 году морское движение между странами было интенсивнее.
Отправление судов из портов Финляндии в порты России по неделям в 2022-2025 гг, количество (шт.)
Автор: tulli.fi
В Финляндии отмечали рост морских грузоперевозок после закрытия финскими властями пунктов пропуска на сухопутной границе с РФ. Подчёркивалось, что ранее они были малочисленными из-за высокой стоимости.
Финские судоходные компании указывали на то, что с точки зрения грузовых перевозок Финляндия практически превратилась в остров, так как торговля с Россией рухнула: доля поставок по железным дорогам, автомобильным транспортом и авиаперевозок составляет менее 5% и продолжает сокращаться.
Объёмы взаимной торговли России и Финляндии после закрытия финнами сухопутной границы упали почти на треть, а большую часть поставок из России в Суоми составлял никель.
Пассажирские морские перевозки между РФ и Финляндией прекратились, при этом Финляндия пострадала больше всех стран Скандинавии после отмены круизов из России: Хельсинки в одночасье утратил своё конкурентное преимущество, которым являлись заходы круизных лайнеров в Петербург.