Предприниматели обеспокоены, что Петербург "зачистят" от нестационарных торговых объектов (НТО). Некоторые основания для этого есть: в Смольном считают, что ларьков в городе слишком много, а получать места для их размещения становится всё сложнее.
В середине января главам администраций районов было разослано письмо за подписью врио главы комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ) Александра Ситова (есть в распоряжении "ДП"). В нём говорилось, что по итогам совещания, состоявшегося 14 января под руководством вице–губернатора Кирилла Полякова, КППИТ напоминает о правилах размещения в государственной информационной системе Санкт–Петербурга "Региональная геоинформационная система" (РГИС) предложений о местах, на которых могут быть установлены НТО.
Многими представителями предпринимательского сообщества и СМИ это было интерпретировано как то, что администрациям районов полностью запретили вносить такие предложения. Учитывая, что в городе уже не первый месяц ходят слухи о массовом сносе ларьков в историческом центре, это вызвало тревогу.
В Смольном поспешили заверить, что бояться нечего и по сути ничего не меняется. Но если смотреть на ситуацию глубже, то правила размещения ларьков в Петербурге действительно выглядят довольно неоднозначно.
Хорошо забытое старое
В письме, вызвавшем общественную реакцию, в самом деле говорится о недопустимости размещения предложений в РГИС. Однако это не касается размещения сезонных объектов общественного питания, НТО по торговле печатной продукцией, а также "торговых объектов, расположенных на территориях с недостаточным уровнем обеспеченности услугами объектов потребительского рынка". Перечень таких территорий утверждён распоряжением КППИТ от 09.01.2023 № 2–р. Иными словами, всё выглядит так, что, по мнению Смольного, в большей части города НТО и так слишком много. Не хватает разве что выносных ресторанных столиков и ларьков с прессой. С этим и связаны ограничения.
На запрос "ДП" с просьбой объяснить ситуацию в КППИТ ответили следующее: "Комитет не устанавливал запрет на размещение предложений о включении мест размещения НТО, а лишь обратил внимание, что порядком не предусмотрен сбор предложений от юридических и физических лиц. Дополнительно сообщаем, что в настоящее время норматив по количеству НТО превышен".
Порядок внесения предложений в РГИС регулируется постановлением правительства Санкт–Петербурга от 27.09.2012 №1045. В 2016 году в него были внесены изменения, которые сделали правила более строгими. "С 10.05.2016 администрацией не осуществляется сбор предложений о включении земельных участков под размещение нестационарных торговых объектов в схему размещения НТО от физических и юридических лиц", — подтвердили "ДП" в администрации Адмиралтейского района.
То есть ограничения, о которых говорится в письме вице–губернатора, действуют уже почти 9 лет. Однако на практике до сих пор администрации районов нередко прислушивались к мнению бизнеса о том, какое место лучше подходит для размещения киоска или торгового павильона.
Раньше было проще
Председатель совета НП "Союз малых предприятий Санкт–Петербурга" Владимир Меньшиков подтвердил "ДП", что некоторое время назад предприниматели могли указать в РГИС потенциальное место размещения НТО. Как правило, это делалось путём обращения непосредственно к органу исполнительной власти (администрации района) или к муниципалитетам. Иногда такое предложение действительно могли занести в РГИС, иногда человек получал отказ.
Такой подход выглядит вполне логично: предприниматели лучше чиновников могут представить себе, где удобнее торговать. А местные жители, скорее всего, лучше понимают, где им удобнее было бы совершать покупки, а где они видеть ларёк категорически не хотят.
Позднее механизм усложнился и появилась практика аукционов, указал Меньшиков и добавил, что уже в начале 2025 года предприниматели подавали заявки на размещение НТО, которые были рассмотрены. Тут стоит заметить, что если это делалось через муниципалитеты, которые затем передавали предложения в администрацию района от своего имени, то формально требования постановления №1045 не нарушались.
Партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business Дарья Филина поясняет, что письмо вице–губернатора, о котором идёт речь, можно назвать примером "понятийного" права. По юридической силе оно уступает нормативно–правовым актам субъекта. "Непонятно, как администрации будут обосновывать отказ, если предложения будут соответствовать формальным требованиям. Исходя из имеющейся информации, механизм заключения договоров не изменился: по результатам аукциона либо без проведения аукциона (закон Санкт–Петербурга от 08.04.2015 №165–27)", — прокомментировала Филина.