Тушите свет: зачем Прибалтика выключила себя из "российской розетки"

Выход Эстонии, Литвы и Латвии из БРЭЛЛ может обострить ситуацию в Прибалтике
Автор фото: "Деловой Петербург"

Латвия, Эстония и Литва окончательно разрывают связь с БРЭЛЛ: 8 февраля страны Прибалтики отключились от единой с Россией и Белоруссией энергосистемы и перешли в автономный режим работы, а 9 февраля синхронизируются с европейской континентальной сетью. Впоследствии будут демонтированы ЛЭП, которые связывают регион с Россией и Белоруссией.

Незадолго до перехода на "новые рельсы", президент Латвии Эдгарс Ринкевичс заявил, что Прибалтика готова переподключиться к энергосистеме ЕС, однако не стал скрывать обеспокоенности местных поставщиков электроэнергии и органов безопасности по этому поводу.
При этом ранее жителей Латвии призывали готовиться к отключению от российского энергокольца так же, "как перед бурей", а власти Эстонии предупредили население о возможном трёхдневном блэкауте и посоветовали запастись лекарствами, едой, водой, аккумуляторами и альтернативными источниками света.
О том, как будут разворачиваться дальнейшие события — в материале "Делового Петербурга".
Работе электрокольца БРЭЛЛ, которое до сих пор объединяло сети пяти стран, предшествовали траты СССР на развитие энергетики в Эстонской, Латвийской и Литовской ССР. После окончания ВОВ в республиках построили несколько мощных электростанций, а с 1961 года для стабильной подачи электроэнергии на этих территориях запустили объединённую энергосистему Северо-Запада. Данная ОЭС "закольцевала" электросети Прибалтики и северо-западных регионов РСФСР, а в 1966 году вошла в состав Единой энергетической системы (ЕЭС) Европейской части СССР.
После распада Советского Союза работу ЕЭС контролировал Электроэнергетический совет СНГ. И хотя Эстония, Латвия и Литва не вошли в содружество, их энергосистемы продолжали работать параллельно с сетями России и Белоруссии. Только вместо Объединённого диспетчерского управления, работавшего в Риге, для Северо-Западной энергосистемы создали отдельное ОДУ в Петербурге.
Взяв курс на евроинтеграцию, в Прибалтике уже тогда говорили о планах отключиться от "российской розетки", но это было невозможно из-за отсутствия энергомостов со Швецией, Финляндией и Польшей. Кроме того, перед вступлением в Евросоюз от Литвы потребовали закрыть Ингалинскую АЭС, за счёт которой республика получала порядка 80% от всей генерируемой электроэнергии.
На этом фоне в конце 1990-х и начались переговоры о создании БРЭЛЛ. В феврале 2001 года Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия и Литва подписали соглашение о параллельной работе энергосистем, договорившись обмениваться электричеством и поддерживать друг друга в случае аварий. Также в договоре были предусмотрены пункты, связанные с электроснабжением Калининградской области.
Вступив в ЕС в 2004 году, прибалтийские страны не спешили отключаться от российского энергокольца из-за низких тарифов. Однако с течением времени отношения между странами ухудшались, а Эстония, Литва и Латвия всё активнее стремились к независимости своих энергосистем от поставок из России и переходу на европейские мощности.
Так, после Крымской весны между Эстонией и Финляндией запустили две подводные линии электропередач Estlink, а к Литве протянули подводный силовой кабель NordBalt из Швеции и наземную двухцепную линию электропередачи LitPol Link из Польши. Через год после начала СВО страны Прибалтики начали проверять работу электросетей в автономном от БРЭЛЛ режиме, а летом 2024-го операторы систем передачи электроэнергии Латвии, Литвы и Эстонии официально уведомили Россию и Белоруссию о выходе из соглашения об участии в Единой электроэнергетической системе.

Экономические последствия разрыва БРЭЛЛ

Суммарно на выход из БРЭЛЛ и подключение к европейской энергосети было потрачено около €1,6 млрд: четверть выделили сами страны Прибалтики, а большую часть расходов покрыли из средств ЕС. После окончания переходного этапа, который планируется завершить 9 февраля, в Эстонии, Литве и Латвии начнут демонтировать ЛЭП, связанные с Россией и Белоруссией.
Опрошенные "Деловым Петербургом" эксперты разделяют мнение, что выход Прибалтики из БРЭЛЛ обусловлен политической, а не экономической необходимостью. Ведь с учётом многолетней синхронизации энергосистем, количества электроэнергии и расценок, для республик всегда было выгоднее работать с Россией.
При этом на фоне подсоединения к европейским сетям у Эстонии, Латвии и Литвы действительно могут возникнуть проблемы, говорит профессор кафедры международных отношений Президентской академии в Санкт-Петербурге, руководитель магистерской программы "Мировая политика" Николай Баранов.
"При переключении системы электроснабжения с российской на европейскую, в сети, несмотря на одинаковую частоту 50 Гц, могут возникнуть колебания. Неизвестно, как они будут влиять на приборы учёта, электроприборы и работу определённых агрегатов, поэтому прибалты на всякий случай говорят о возможном отключении, — объясняет эксперт. — Европейская энергосистема в целом ненадёжна и нестабильна, поскольку переориентация на возобновляемые источники энергии не даёт стабильного результата".
Один из ярких примеров — энергетический коллапс, с которым жители Германии столкнулись в 2021 году из-за обледеневших ветровых генераторов и отсутствия солнечных лучей. А поскольку в Европе единая энергосистема, подобные перебои будут сказываться и на Прибалтике, отмечает Николай Баранов.
"Скорее всего это приведёт к повышению цен на электроэнергию, будет нестабильность при её передаче. Но для жителей Прибалтики политические вопросы стали приоритетными, поэтому на технические аспекты они стараются обращать меньше внимания", — констатирует специалист.

Как отказ от БРЭЛЛ отразится на геополитической обстановке

Поскольку выход Прибалтики из БРЭЛЛ не был для Москвы неожиданностью, само по себе отключение этих стран от единой с Белоруссией энергосети вряд ли значительно отразится на России. В то же время эксперты прогнозируют, что вину за проблемы, с которыми столкнутся Эстония, Латвия и Литва при переходе на европейские сети, в конечном счёте возложат на Кремль.
"Политические режимы Прибалтики всегда выстраивали свою легитимность на основе деструктивной мифологии. Они возникли из такой мифологии 35 лет назад (доктрина "советской оккупации"), <...> а потом неизменно воспроизводились на мифологии "русской угрозы" — Россия хочет на нас напасть и опять оккупировать. <...> И всегда, как положено в мифологических системах, была бинарная оппозиция: "возвращение домой" (на Запад) <...> — с одной стороны, страшная, злокозненная Россия — с другой. Чтобы отстоять свой выбор, надо тратить больше денег на НАТО, подтягивать пояса и терпеть. <...> То же и сейчас с БРЭЛЛ: мы делаем ещё один шаг к разрыву с оккупационным наследием и интеграции в Европу, и ради этого придётся немного потерпеть. <...> Когда временные трудности окажутся не временными, к претерпеванию за европейский выбор добавятся российские моряки-подводники, которые пакостно рвут электропроводку на дне Балтийского моря", — написал в своём telegram-канале политолог, член Совета по внешней и оборонной политике Александр Носович, комментируя разрыв энергетического кольца.
Учитывая, что незадолго до подключения к сетям ЕС в Литве увидели взаимосвязь между принятым решением и повреждением кабелей в Балтийском море, выход Эстонии, Литвы и Латвии из БРЭЛЛ может быть предвестником новых провокаций со стороны Запада в этом регионе.
Особенно — в контексте недавнего заявления Дании о намерении усилить проверки танкеров, перевозящих российскую нефть, отмечает руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.
"Отдельный эпизод с разрывом энергетической связи для нас не критичен. Но, похоже, что мы наблюдаем за попытками открыть балтийский фронт, на котором России будут создавать прежде всего экономические проблемы. По всей видимости, западные страны хотят запереть нас в Балтийском море и сделать так, чтобы российская торговля через Балтику была прекращена наряду с вывозом нефти и газа, а бурно развивавшаяся в последние годы портовая система Петербурга и Ленобласти оказалась в застое. И это действительно может создать немалые экономические проблемы, если не выработать ответы на эти действия. Но злонамерение западных государств в данном случае очевидно: здесь Прибалтика, Дания, недружественная нам Швеция, Финляндия и Норвегия в целом действуют как одна команда. А точнее — по одной команде", — указывает Василий Колташов.
Также руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества предположил, что через какое-то время после выхода Прибалтики из БРЭЛЛ в этом регионе с большой вероятностью снова произойдут какие-то неприятные для РФ инциденты.
"Например, на границе с Финляндией что-нибудь произойдёт и в наших с ней торговых отношениях завяжется ещё один узел", — прогнозирует эксперт.

Грозит ли энергетическая блокада Калининградской области

Ряд опасений, возникающих на фоне разрыва энергетического кольца, связан с электроснабжением Калининградской области, однако опрошенные "Деловым Петербургом" спикеры полагают, что повода для волнений нет.
Ранним утром 8 февраля энергосистему российского эксклава успешно перевели в автономный режим работы, а в случае, если регион столкнётся с энергетической блокадой на фоне демонтажа ЛЭП в Прибалтике, на помощь придут плавучие АЭС, говорит Николай Баранов.
По словам профессора кафедры международных отношений Президентской академии в Санкт-Петербурге, после отключения БРЭЛЛ Россия сможет направить освободившееся электричество на экспорт в другие страны или, если возникнет необходимость, перераспределить между регионами, используя в том числе для нужд различных предприятий.
"Потребность в электроэнергии есть всегда, поэтому она будет скорее всего перераспределена именно на нужды страны, что, в принципе, ведёт к позитиву. В частности, 7 февраля, президенту [России Владимиру Путину] доложили, что ВВП вырос более чем на 4%. В том числе — за счёт того, что у нас достаточно электроэнергии, чтобы обеспечивать деятельность и оборонных, и не оборонных предприятий. И это большой плюс для нашей страны", — говорит Николай Баранов.
Впрочем, не стоит рассчитывать, что электричество в России станет дешевле, как это было в европейской части страны и на Урале во время тестового отключения Прибалтики от БРЭЛЛ весной 2021 года. "Скорее всего, цены останутся на прежнем уровне", — резюмировал специалист.