Доля НДФЛ в бюджете Ленобласти вырастет на фоне падения поступлений от бизнеса

Доходы бюджета Ленинградской области за минувший год выросли более чем на 21%. На фоне сокращения поступлений по налогу на прибыль в регионе акцент в ближайшие 3 года будет сделан на рост сборов от граждан.

Доходы бюджета Ленобласти в 5 раз меньше Петербурга. Вместе с тем если городу в 2024 году удалось получить на 14% больше первоначально запланированного, то в области динамика прироста оказалась выше. В основном за счёт налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
Согласно принятому бюджету на 2025 год, с жителей предполагается собрать ещё на 3,8% больше налогов (в абсолютных значениях ещё плюс 2,2 млрд). При этом по налогу на прибыль с организаций планируется собрать на 12,2 млрд меньше, чем в 2024 году.

Бизнес теряет прибыль

Бюджет на предстоящий и последующие 2 года регионы утверждают в ноябре. Одновременно в это же время проводят корректировки в бюджетах уходящего года. Для Ленобласти 2024–й по доходам оказался успешным: в доход казны поступило на 21% больше изначально запланированного. Всего область заработала 261,5 млрд рублей. При этом доля НДФЛ в доходной части составила всего 22% (в Петербурге — 42%), а налога на прибыль организаций — 45% (в городе 28%).
Судя по утверждённым цифрам на 2025–2027 годы, вклад жителей в бюджет региона будет возрастать примерно по 7% ежегодно. И к 2027–му доля НДФЛ в бюджете должна достичь уже 27% при снижении доли поступлений от бизнеса до 40%.
Тенденция на сокращение вклада бизнеса в доходную часть бюджета Ленобласти уже хорошо просматривается. По данным Петростата, в январе–октябре 2024 года удельный вес убыточных организаций составил 24,6%. По сравнению с аналогичным периодом 2023–го количество убыточных компаний выросло на 4,3%. Растут и суммы убытка — в 2,4 раза, до 71,2 млрд рублей. В Петербурге, впрочем, схожая ситуация: доля зафиксировавших убыток компаний составила 22,4%, в количественном выражении рост на 14%, в денежном — в 2,3 раза. В области 80% убытка приходится на компании, работающие в сферах транспортировки, хранения и обрабатывающего производства.
Орган статистики публикует отчёты с существенной задержкой, чиновники же получают информацию в оперативном режиме напрямую от ФНС. По итогам 2024–го по налогу на прибыль в бюджет области поступило 116,8 млрд рублей (на 18,6% больше первоначально запланированных поступлений). В 2025–м по этой статье дохода должно поступить 104,6 млрд, или почти на 11% меньше. В 2026–м область рассчитывает получить от бизнеса ещё на 7% меньше, чем в 2025 году.
В Петербурге, как ранее писал "ДП", напротив, в этом году ожидается прирост поступлений от налога на прибыль не менее чем на 5% (см. №10 от 31.01.2025).
Региональным бюджетам всё ещё не удаётся справиться с отменой института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН, прекратили своё существование с 1 января 2023 года, тогда как о ликвидации данной формы налогообложения стало известно ещё в 2018 году). Именно из–за них происходит снижение поступлений по налогу на прибыль. Во всяком случае так говорят чиновники. По данным "ДП" (см. № 151 от 27.10.2021), на территории области работают всего две компании, которые могли входить в КГН, — "Транснефть — порт Приморск" и "Распределительный перевалочный комплекс — Высоцк “Лукойл II”". А в Петербурге — 14. И в первый год отмены городской бюджет недополучил порядка 150 млрд рублей.
Как пояснили "ДП" в Комфине Ленобласти, в бюджете–2025 по налогу на прибыль учтено снижение с 60 до 40% доли налога на прибыль, уплаченного бывшими участниками КГН, которая подлежит централизации федеральным центром и в последующем распределяется между бюджетами субъектов РФ в рамках компенсационного механизма.
Частично возместить недополученный налог области удалось доходами от размещения временно свободных денег на депозитах в коммерческих банках. Всего за 2024 год регион заработал на высоких ставках 14 млрд рублей, что сопоставимо с 5% всей доходной части. Аналогичная ситуация и в Петербурге (58,5 млрд рублей, или 5% всех поступлений).

Житель заплатит вдвойне

Одновременно область наращивает долю поступлений налогов от граждан. Как и в Петербурге, в области произвели переоценку кадастровой стоимости, которая вступила в силу в 2024 году (и жители региона заплатят налог только к декабрю 2025–го). Но на прогнозных поступлениях в бюджет по налогу на имущество увеличение стоимости отразилось незначительно: в 2024–м на долю этого налога в общей доходной части пришлось 13,8%, или 36 млрд рублей (с учётом сборов и от организаций), в 2025–м — 14,5% (35,6 млрд).
Также Ленобласть продолжает получать преимущества от института самозанятых. Они перечислили чуть менее 500 млн рублей, что в 1,8 раза больше изначально запланированных объёмов. По данным ФНС, в области к январю 2025 года данный статус оформили 136,5 тыс. человек, что на 32% больше января 2024–го. По оценке "ДП", это около 11% от всего трудоспособного населения области. Для сравнения: в Петербурге эта доля достигла 25%. Впрочем, в текущем году поступлений от самозанятых в области ожидается меньше на 2% — 489 млн рублей.
Всего жители Ленобласти в текущем году должны перечислить НДФЛ на 60,3 млрд рублей. Косвенно на прирост собираемого налога влияет и повышение МРОТ, и общий рост зарплат. Но областному бюджету, наверное, должно быть обидно, что зарегистрированные в регионе жители, трудоустраиваясь в Петербурге, платят НДФЛ в городской бюджет.
По итогам ноября 2024 года Петростат заявил, что средняя номинальная заработная плата жителя Петербурга достигла 106,3 тыс. рублей, в Ленобласти — 80,5 тыс. В результате разница в зарплатах в двух регионах составляет 32%. Исходя из численности населения в двух регионах и сумм перечисленного НДФЛ в бюджеты в среднем за год петербуржец выплатил налога на доходы на 84 тыс. рублей, а житель области — всего на 28,5 тыс. То есть втрое меньше!
С одной стороны, в области живёт кратно меньше людей, с другой — НДФЛ формируется не только от отчислений с зарплаты. У горожан может быть больше дополнительных источников дохода — ещё от операций с ценными бумагами, продажи или сдачи жилья в аренду. Впрочем, такая версия легко опровергается данными ФНС. Так, по данным за 9 месяцев 2024 года, в общей сумме доходов граждан доля налогов по ставке 13% в Петербурге составила 88%, в области — 84%. По такой ставке в основном фиксируется доход от зарплаты. Таким образом, доля "богатых", которые в 2024 году платили по повышенной ставке 15% с суммы совокупного дохода свыше 5 млн рублей, в городе составила 12%, а в области — 16%.
С 1 января текущего года планка снижена до 2,4 млн рублей, первичные данные ФНС опубликует ближе к концу весны. В результате от повышения налоговых ставок на доходы физлиц бюджет области может только выиграть.
Изменения в параметры областного бюджета Ленинградской области в 2024 году в части доходов вносились по предложениям главных администраторов доходов, в первую очередь — Управления Федеральной налоговой службы по ЛО с учётом складывающихся тенденций в поступлении по конкретным доходным источникам. В структуре доходов бюджета по итогам 2024 года основной удельный вес занимает налог на прибыль организаций — 45,6%. Исполнение плановых показателей по поступлению налога на имущество организаций составило за 2024 год 99,1%. В основном из–за сокращения отдельными налогоплательщиками ранее заявленных объёмов поступления налога в связи с налоговыми преференциями, предоставленными в течение финансового года. За 2023 год объём налоговых льгот, предоставленных налогоплательщикам по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций, составил около 8,8 млрд рублей. Основная доля налоговых преференций носит стимулирующий характер. Они введены для обеспечения благоприятных условий инвестиционной деятельности на территории области и с целью обеспечения стабильности налоговых условий и недопущения роста налоговой нагрузки в условиях повышенных экономических рисков.
Роман Марков
первый заместитель председателя правительства Ленинградской области — председатель комитета финансов
Чтобы привлекать работников и удерживать их от перехода к конкурентам, приходится платить больше. Рост доходов для работников — это рост расходов для предприятий. Ранее предприятия могли, даже имея финансовую возможность, позволять себе не повышать зарплаты, сейчас ситуация изменилась. Приходится идти на повышение, даже если это крайне сложно для компании. Иначе хорошие работники будут уходить, а производственные процессы остановятся. Сегодня необходимо обеспечить повышение производительности труда работников темпами, превышающими темпы роста их доходов. Например, если производительность труда выше отраслевой на 50%, то нет причин не предложить хорошему работнику заработную плату, превышающую средние отраслевые значения вплоть до этих 50%. На практике часто достаточно будет и 20–30% превышения. Это сложно, пока не все фирмы способны это делать, но лидеры бизнеса уже видят экономическую выгоду такого целеполагания. Именно поэтому все рутинные процессы у них автоматизируются, а рост производства достигается за счёт интенсификации деятельности при относительно меньшем валовом спросе на работников, но за счёт их более высокой квалификации, мотивированности, реальной вовлечённости в достижение целей компании, а не формальное выполнение должностных инструкций.
Дмитрий Десятниченко
к.э.н., руководитель образовательной программы "Экономика" Президентской академии в Петербурге
Рост поступлений от НДФЛ свидетельствует о начале положительных эффектов от мероприятий ФНС по цифровизации и улучшению администрирования налоговых поступлений. Усиление контроля за доходами физлиц и внедрение современных технологий, таких как автоматизация процессов, использование аналитики данных и электронное взаимодействие с налогоплательщиками, значительно повышают эффективность работы ФНС. Это в свою очередь способствует увеличению собираемости налогов, что отражается в постепенном росте доходов от налога на доходы граждан. Вместе с тем наблюдается снижение налога на прибыль организаций. Это может быть обусловлено в том числе неблагоприятными экономическими условиями в стране, высокой ключевой ставкой, ростом издержек на трудовые ресурсы и логистику из–за санкционного давления и глобальной рыночной неопределённости. Недостаточный уровень инвестиций в модернизацию и инновации, возможная потеря конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках также могут способствовать сокращению прибыли. Цифровизация ФНС демонстрирует успешные результаты в увеличении налоговых поступлений, в то время как внешние экономические вызовы и внутренние структурные проблемы продолжают оказывать влияние на прибыльность организаций.
Ярослав Кабаков
директор по стратегии ИК "Финам"