Открытие сухумского аэропорта может дать стимул для развития туризма в Абхазии. Однако инвесторы не спешат вкладывать деньги в это направление.
Аэропорт Сухума принял первый тестовый рейс из Москвы. 7 февраля пассажирский самолёт приземлился там впервые за 30 с лишним лет. Полностью реконструкция аэропорта должна завершиться в первой половине 2025 года. Старт регулярного авиасообщения намечен на 1 мая 2025 года. Пока же российские туристы добираются до столицы Абхазии через Сочи, отстояв длинную автомобильную очередь на границе.
В объезд быстрее
Абхазия традиционно пользуется спросом среди российских туристов со средним достатком. По данным ЕМИСС, в 2023 году республика заняла первое место по посещаемости гражданами РФ среди иностранных направлений. В прошлом году с показателем 5,81 млн поездок она уступила первенство в этом списке Турции, хотя и приросла по посещаемости на 1,1%.
Пока нет точной информации о том, из каких городов и какими авиакомпаниями будут осуществляться рейсы в Сухум. Сложно предсказать и стоимость билетов. При этом, как отметили в пресс–службе туроператора "Русский экспресс", большинство отелей Абхазии сосредоточены в Гагре, а из Сухума до Гагры дорога может занять больше времени, чем из Сочи, даже с учётом прохождения границы.
“
"Определённо доля турпотока в Абхазию будет проходить через восстановленный аэропорт, что разгрузит Сочи. Однако об объёмах пока судить преждевременно", — справедливо заметили там.
По словам коммерческого директора Национального туроператора "Алеан" Оксаны Булах, в 2024 году спрос на летние туры в Абхазию со стороны жителей Петербурга вырос на 10% относительно аналогичного периода 2023 года.
Рост числа бронирований был обусловлен открытием новых отелей с развитой инфраструктурой и улучшением концепций ряда объектов размещения.
"Перед туристической отраслью республики стоят задачи по классификации объектов размещения, установлению общих стандартов, повышению качества услуг. Но уже можно говорить, что богатое культурное наследие, традиции гостеприимства, оборудованные пляжи и бюджетные варианты отдыха делают Абхазию привлекательным направлением для путешествий", — говорит она.
Пережиток прошлого?
Аэропорт Сухума построен в середине 1960–х. До начала 1990–х из него совершались рейсы самолётов во многие города СССР. Тогда он был одним из главных аэропортов на юге страны. Терминал обслуживал до 5 тыс. пассажиров в сутки летом и до 1 тыс. зимой.
Но в 1993 году аэропорт был закрыт, и с тех пор регулярные рейсы не выполнялись. Соглашение о реконструкции Россия и Абхазия заключили в 2023 году на ПМЭФ, работы ведёт российская компания ООО "Инфраструктурное развитие". Согласно государственно–частному партнёрству между организацией и правительством республики Абхазия сохраняет в собственности аэродром, аэродромную инфраструктуру, историческое здание аэровокзала. Также сохранится статус объекта двойного назначения и название "Международный аэропорт города Сухум им. В. Г. Ардзинба".
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров сомневается, что авиасообщение между Россией и Абхазией начнётся с регулярных потоков. Вероятнее всего, это будут чартеры пару раз в неделю. Запуск прямых перелётов из Петербурга в Сухум теоретически возможен, но есть нюансы.
“
"При рейсах с периодичностью раз в неделю поехать в республику на день–два будет невозможно. Для ежедневных перелётов просто не наберётся необходимый пассажиропоток, а полупустые самолёты отправлять невыгодно. Но основной вопрос будет зависеть от развитости туризма в республике. Сейчас она принимает в основном туристов, которые приезжают на 1–2 дня из Сочи, посещают ключевые места и возвращаются обратно", — объясняет он.
Самая большая проблема, пожалуй, состоит в слабо развитой туристической инфраструктуре Абхазии. Новые отели и пансионаты там строятся, но, чтобы удовлетворить спрос, близкий к тому, который наблюдался в советский период, их всё ещё мало. По мнению Романа Гусарова, налаживание транспортной доступности может дать толчок к развитию. Однако многое зависит от того, как будет обеспечена защита инвестиций.
"Чтобы российские частные инвесторы могли не бояться вкладывать средства в развитие туристического кластера Абхазии, должно действовать межправительственное соглашение. На сегодняшний момент ситуация неоднозначна, что тормозит этот процесс, хотя он напрямую влияет на турпоток в Сухум", — отметил эксперт.
Инвестиции не для всех
До сих пор российские инвесторы среднего звена не проявляли большого интереса к этому направлению. Устаревшая инфраструктура, ограниченный выбор премиум–жилья, перебои с электричеством — это лишь часть очевидных проблем Абхазии.
“
"Если браться за эту территорию с очевидными для себя выгодами, то всерьёз и с вложением больших сумм. Что, видимо, и предприняли в прошлом году крупные российские бизнес–структуры. Это послужило началом скандальной истории вокруг ратификации инвестсоглашения с РФ. Бенефициаром этой истории открытые источники называли одного российского бизнесмена из числа экс–губернаторов и федеральных министров. Связанные с ним компании якобы уже строят минимум один туристический комплекс в Гагрском районе", — напоминает основатель инвестиционно–строительной компании Inreit и сети апарт–отелей Port Comfort Кирилл Кудинов.
Межправительственное соглашение между странами предусматривало беспрецедентные льготы для российских предпринимателей в области недвижимости и стало причиной недовольства значительной части местного населения.
"Основным заработком жителей Абхазии остаётся сдача жилья преимущественно российским туристам. В случае прихода крупных компаний абхазцы опасаются потери доходов", — добавляет Кирилл Кудинов.