Ужесточение требований к дополнительному обучению медиков очистит образовательный рынок, но может поднять стоимость лечения в частных клиниках.
В ближайшую среду, 12 февраля, Госдума рассмотрит во втором и, возможно, сразу третьем чтении законопроект об ужесточении регулирования сферы дополнительного профессионального медицинского образования.
В первом чтении документ был одобрен в конце января. Согласно собранной депутатами статистике, сегодня образовательные услуги в медицинской сфере предлагают около 10 тыс. учреждений. Как показывают проверки, далеко не все из них располагают необходимым материально–техническим оснащением, опытными педагогами, а также клиническими базами для практической подготовки студентов.
Отстали от прогресса
“
"Недобросовестных образовательных организаций действительно много. Помимо прямого вреда они снижают доверие к тем, кто создаёт качественный образовательный контент, — считает руководитель образовательного проекта для врачей Doc2Doc Ксения Соловьёва. — Поэтому ничего пугающего в желании государства регламентировать рынок образовательных услуг нет".
По словам генерального директора P&I Legal Станислава Яворского, проблемой является то, что сейчас многие документы об образовании медицинских работников выдаются формально, без прохождения какого–либо реального обучения. При возникновении спорных ситуаций от этого проигрывают сами врачи.
"Хорошие адвокаты знают, что зачастую для того, чтобы заключить соглашение об урегулировании спора с клиникой в интересах пациента или выиграть суд по “медицинским делам”, достаточно как следует проверить документы об образовании лечащего врача", — поясняет Станислав Яворский.
Генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт–Петербурга Александр Солонин подтверждает, что действительно есть примеры безнаказанной торговли сертификатами и первичной специализированной аккредитацией.
"С принятием законопроекта эти возможности должны сократиться. Но данный регуляторный механизм достаточно сложен, и, скорее всего, ниши обхода останутся", — полагает эксперт. По его мнению, основная цель закона — это всё–таки повышение качества подготовки, которая явно не соответствует уровню современной медицины.
"Вся система профессионального медицинского образования нуждается в изменениях: в пересмотре программ обучения, технологий, преподавательского состава, системы оплаты труда, — считает руководитель семейной многопрофильной клиники “Три поколения” Виктор Казаков. — Это касается и основного, и дополнительного образования. Студентам приходится нагонять это несоответствие после окончания образовательного заведения".
Генеральный директор ООО "МБ–Лаб" Евдокия Любимова также убеждена, что программы требуют постоянного пересмотра и обновления.
“
"Не может рентгенолог учиться на книгах тех времён, когда ещё не были изобретены цифровые рентгены и томографы. Активно развивается оборудование, фармацевтика, появляются новые протоколы лечения, цифровые решения. При этом образовательные программы устаревают раньше, чем успевают напечатать новый учебник, а преподают эти программы те, кто последний раз видел пациента 20 лет назад", — объясняет она.
Усадят за парту
Одно из наиболее бурно обсуждавшихся в медицинском сообществе положений нового закона — запрет на обучение в медицинских вузах исключительно в дистанционном или электронном форматах. Изначально многие не совсем правильно поняли это требование, увидев в нём тотальный запрет онлайн–образования, что вызвало бурю возмущения. Однако, как объяснил Александр Солонин, в законе говорится лишь о том, что практические дисциплины не могут быть реализованы в дистанционном формате.
"Это важно, так как должен быть реализован практико–ориентированный подход для развития компетенций. В программах должно быть указано, какие дисциплины в программе профпереподготовки не могут быть реализованы с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а какие могут", — говорит он.
Полностью отказываться от онлайн–образования, разумеется, нет необходимости. "Формат обучения должен зависеть от содержания конкретного курса обучения. В каких–то случаях необходимо очное присутствие обучающихся для повышения и проверки мануальных навыков. В каких–то достаточно дистанционного формата", — считает Виктор Казаков.
При этом, по мнению Ксении Соловьёвой, в большинстве терапевтических и педиатрических специальностей онлайн–программы дополнительного профессионального образования позволяют значимо улучшить практику врачей из отдалённых регионов и увеличить доступность образования. "Это пойдёт только на пользу как конкретному работодателю, так и государству. Опять же качество приобретённых компетенций всегда можно проверить на месте", — говорит эксперт.
В рамках второго чтения законопроекта его могут дополнить нормой об установлении максимального лимита времени для онлайн–обучения. На текущий момент в комитете Госдумы по просвещению считают, что под дистанционный формат можно отводить не более 20% от общего объёма обучения.
За чей счёт?
Также споры вызвало предложение законодателей оплачивать обучение врачей, работающих в государственных организациях, за счёт бюджетных средств. Логика подсказывает, что в таком случае финансирование переподготовки медиков из частных компаний ляжет на плечи самих коммерческих клиник.
По мнению Станислава Яворского, это может привести к увеличению стоимости медицинских услуг. "То есть получится, что пациенты будут опосредованно финансировать образование медицинских работников", — поясняет эксперт.
С другой стороны, по словам Евдокии Любимовой, руководители частных клиник и так уже давно привыкли вкладываться в образование своих сотрудников. Однако Ксения Соловьёва считает, что это не совсем правильно, поскольку 100%–ная оплата обучения врачей работодателем не очень стимулирует сотрудника к освоению новых компетенций или последующему их использованию.
"Есть сотрудники, которые много учатся, но это часто не способствует расширению спектра услуг медицинской организации, — рассказывает она. — Более действенным инструментом кажется совместное финансирование обучения работодателем и сотрудником с оформлением ученического договора, в котором предусмотрены санкции за отсутствие реализации полученных знаний в клинике".