На следующей неделе Госдума должна рассмотреть во втором чтении законопроект, усложняющий процедуру перевода сельскохозяйственных земель в земли иного назначения. Документ вводит для таких ситуаций принцип "двух ключей": местные власти не смогут принять решение о переводе без согласования с уполномоченным федеральным органом, коим на данный момент является Минсельхоз.
Инициатива почти год лежала без движения, но в январе её приняли в первом чтении.
"Площадь земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации сократилась в 1,6 раза — с 638 млн га в 1990 году до 379,1 млн га в 2022 году", — пишут авторы законопроекта (группа депутатов Госдумы) в пояснительной записке. Для предотвращения дальнейшего сокращения сельскохозяйственных площадей, а также "исключения злоупотреблений" со стороны органов власти субъектов РФ и предложена данная инициатива.
Петербургу и Ленобласти обозначенная в законопроекте проблема хорошо знакома. Целый ряд крупных жилмассивов, выросших за последние годы, построен на бывших сельскохозяйственных землях. Это и Шушары, и Кудрово, и Мурино.
Таких кварталов могло бы быть больше в разы, благо сотни гектаров полей, на которых некогда росли различные полезные культуры, уже давно скуплены девелоперами и ждут, когда на них вырастут железобетонные джунгли. Однако в какой–то момент местные власти затормозили процесс перевода земель. Так, например, в генплане Петербурга, принятом в 2024 году, 5,92% площади города оставлено под сельскохозяйственные зоны.
Используются ли эти земли по своему формальному назначению — большой вопрос. Невооружённым глазом признаков посевных и уборочных на полях, к примеру, Шушар не видно.
Полтора года назад "ДП" спрашивал чиновников Смольного, для чего они блокируют перевод земель. В официальном ответе говорилось про приаэродромную зону, охраняемые ландшафты, необходимость строительства спортивных сооружений, но не было ни слова про собственно сельскохозяйственное использование.
Неудивительно, что у участников рынка есть ощущение, что чиновники просто придерживают освоение пустующих пока территорий для того, чтобы сохранить контроль за их развитием.
В этой связи новый законопроект может выйти городу боком. Ведь если Минсельхоз скажет, что он не против застройки какого–нибудь пустующего поля, то что ему возразит Смольный?