Верфь из Ленобласти с финским прошлым победила в суде германскую Schottel

Автор фото: nssz.ru

Верфь из Шлиссельбурга отсудила у германской Schottel 1,2 млн евро. Впрочем, вернуть деньги у Невского судостроительно–судоремонтного завода шансов нет.

Ещё 2 млн евро пытается взыскать со Schottel нижегородский завод "Красное Сормово" — но там спор развивается не так, как хотелось бы российской стороне.

Заплатили, взыскали, импортозаместили

Производитель судового оборудования из Германии Schottel GmbH должен был поставить Невскому ССЗ винторулевые колонки и тоннельные подруливающие устройства для пяти сухогрузов проекта RSD59 по контракту от мая 2017 года. Решение, которое Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области опубликовал 31 января, касается авансирования части контракта — в 2021–2022 годах Невский ССЗ отправил на счета Schottel 1,2 млн евро. Их суд и взыскал с германского поставщика, который не отработал аванс и даже не прислал на процесс своего представителя, хотя в Петербурге имеется 100%–ная "дочка" Schottel — ООО "Шоттель", формально в споре не участвующее.
"Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований… считаются признанными другой стороной, если они ею… не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований…" — написала в мотивировочной части решения судья Зоя Шелема, взыскав с Schottel неотработанный аванс.
Решение не вступило в законную силу — у германской компании есть месяц на обжалование.
Серию из пяти сухогрузов Невский ССЗ строит по заказу АО "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК) для судоходной компании ООО "Пола Райз". В декабре 2023 года завод передал заказчику первый сухогруз проекта RSD59 c российскими винторулевыми колонками. Их спроектировало НПО "Винт" и изготовил опытный завод "Вега" (оба — филиалы центра судоремонта "Звёздочка", входящего в Объединённую судостроительную корпорацию, ОСК) в рамках программы импортозамещения.
Проект RSD59 разработан петербургским ООО "Морское Инженерное Бюро — Дизайн СПб". Суда класса "река — море" этого проекта предназначены для перевозки генеральных и навалочных грузов, пакетированных пиломатериалов, круглого леса, металлолома, металла в связках и рулонах, крупногабаритных, длинномерных и тяжеловесных грузов, угля, опасных грузов и грузов категории "В".

Получается не у всех

Это второй крупный спор Невского ССЗ с европейским поставщиком судового оборудования. В прошлом декабре завод взыскал 4,1 млн евро с финской Wartsila Solutions Oy. Это был авансовый платёж по контракту о поставке судовых комплектов главных дизель–генераторов, пропульсивного комплекса и системы электродвижения. После введения международных санкций Wartsila объявила об уходе из России и не исполнила свои обязательства, что и побудило Невский ССЗ обратиться в арбитраж.
Взысканные 4,1 млн евро завод пока не получил — Wartsila Solutions Oy оспаривает решение первой инстанции в апелляционном суде, ближайшее слушание назначено на конец марта.
С германской Schottel судится судостроительный завод "Красное Сормово" из Нижнего Новгорода. Он пытается взыскать 2 млн евро за непоставленное оборудование. В опубликованных материалах дела предмет спора пока не обозначен, но "Красное Сормово" также строит по заказу ГТЛК 11 сухогрузов проекта RSD59, для которых, как полагают участники рынка, и предназначались поставки от Schottel.
В этом процессе завод "Красное Сормово" пытался наложить арест на петербургскую "дочку" Schottel, ООО "Шоттель", и все её банковские счета — но ничего не вышло. В прошлом декабре судья Арбитражного суда Нижегородской области Ольга Паньшина в ходатайстве отказала с мотивировкой "истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что непринятие обеспечительных мер затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта… защита интересов одной стороны не может осуществляться за счёт необоснованного ущемления прав и законных интересов другой стороны, а также третьих лиц".
"Красное Сормово" обжаловало это определение. Успешно или нет, станет понятно в марте, а слушание самого спора продолжится в сентябре.

Денег не будет, но вы судитесь

Генеральный директор ООО "Дизельзипсервис" (крупный поставщик судовых дизельных установок) Марина Карасёва полагает, что шансы реально получить деньги по вступившему в законную силу решению российского арбитража о взыскании неотработанного аванса с европейского поставщика, отказавшегося исполнять свои обязательства из–за международных санкций, на текущий момент отсутствуют полностью.
"Это все прекрасно понимают, но всё равно судятся, потому что кроме неисполненных обязательств остаются неотработанные авансы — деньги, сами по себе требующие документального обоснования. Решение арбитража о взыскании их с иностранного партнёра может защитить российского заказчика от претензий со стороны налоговых органов в части нарушения валютного контроля. Всегда же есть желающие вывести из легального оборота крупные суммы и заявить, будто они тут ни при чём, а иностранные компании не исполнили свои обязательства", — говорит руководитель "Дизельзипсервиса".
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов считает, что в настоящее время шансы на приведение в исполнение такого решения в Европе невелики.
"Если обращение в российский арбитраж основано на новых положениях Арбитражного процессуального кодекса РФ, позволяющих пострадавшим от санкций россиянам судиться в России (даже если договором предусмотрен иностранный суд), то признание решения в этих странах и вовсе нереально. Тем не менее судиться нужно. Ситуация в мире изменчива, и то, что сегодня кажется невозможным, может стать реальностью в будущем. Мы уже сейчас наблюдаем осторожную тенденцию к возврату отдельных зарубежных брендов на российских рынок, а значит могут возникать активы внутри нашей страны, которые при наличии судебного решения можно использовать для его исполнения. Это своего рода плата за возврат на рынок. Если же тренд на разделение с Европой усилится, то наличие у взыскателя вступившего в законную силу решения суда ему на руку — кто знает, как наше государство решит компенсировать эту недостачу пострадавшим от санкций", — говорит юрист.
Генеральный директор Невского ССЗ Евгений Кузнецов на предложение рассказать о том, как он планирует фактически взыскать 1,2 млн евро с Schottel после вступления решения арбитража в законную силу, не отреагировал.
Досье:
Невский судостроительно–судоремонтный завод основан в 1913 году в городе Шлиссельбурге Кировского района Ленинградской области. ООО "Невский ССЗ" зарегистрировано в 2004 году. С 2019 года 50,01% долей компании принадлежали ей самой, а 49,99% — финской Arctech Helsinki Shipyard Oy. С 20 ноября 2024 года 50,01% долей Невского ССЗ принадлежат ему самому, а 49,09 % — ОСК. Это случилось после того, как в июне правительство РФ включило Невский ССЗ в перечень экономически значимых организаций, что позволило Арбитражному суду Московской области приостановить корпоративные права финской компании в отношении него.