На YouTube резко обвалились просмотры блогеров из России

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Просмотры у российских YouTube–блогеров упали на 52%. Некоторые компании уменьшили свои бюджеты на YouTube–рекламу на треть или даже на 50%.

По данным сервиса профессионального управления соцсетями LiveDune, с первой волной замедления видеохостинга в конце июля (когда сбой наблюдался в основном только у провайдеров домашнего интернета) просмотры российских блогеров упали незначительно. Средний объём составил 94,25% по сравнению с уровнем трафика июня 2024 года — последнего месяца, когда YouTube работал в привычном режиме.
Но уже в октябре показатель опустился до 72%. К середине декабря видеохостинг практически перестал работать и у мобильных операторов. Тогда средний объём трафика упал до 48%.
В январе прошлого года медианное число просмотров российских каналов находилось в пределах 5 тыс., в декабре значение сократилось до 2,3 тыс. Исследователи отмечают, что больше всего пострадали средние каналы с 100–500 тыс. подписчиков. В декабре у них осталось только 44% от июньских просмотров. Крупные блогеры, у которых количество фолловеров превышает 1 млн, по итогу потеряли не так много — к декабрю у них осталось 80% от показателей первого месяца лета. Маленькие блоги, где меньше 10 тыс. подписчиков, также слабо ощутили отток. Просмотры у них почти не изменились.
Основатель коммуникационного агентства PR Perfect Кристина Петрова подтверждает, что падение трафика на 52% вполне реально, так как учиться пользоваться VPN готовы далеко не все.
CEO креативного агентства "Ближе" Татьяна Никишина отмечает, что рекламный рынок сразу почувствовал перемены. Компании, которые ещё год–два назад делали ставку в основном на YouTube, теперь вынуждены искать способы диверсификации и двигать бюджеты туда, где есть живая аудитория, — Telegram, VK и "Яндекс.Дзен". Спрос на YouTube со стороны рекламодателей уменьшился примерно на треть, а где–то и наполовину.
"Одни бренды уходят в более доступные каналы, где они могут точнее таргетироваться и видеть быструю отдачу, другие делают акцент на уцелевших региональных охватах русскоязычной аудитории за рубежом", — рассказывает эксперт.
Сейчас ситуация понемногу стабилизируется, считает Татьяна Никишина. Рекламодатели адаптировались, начали рациональнее подходить к выбору блогеров и следить за фактической эффективностью каждого размещения. Сами YouTube–авторы тоже поняли, что рассчитывать исключительно на одну площадку рискованно, и расширяют каналы дистрибуции контента.
Автор проекта о блокировках "Эшер II" Филипп Кулин считает, что отток пользователей будет продолжаться. Эксперт отмечает, что из–за ухода зрителей и, соответственно, падения доходов видеохостинг начнут покидать и сами авторы каналов. Однако такого резкого падения уже не будет, так как пользователи также потребляют на платформе контент иностранных блогеров, интересуются мировыми трансляциями и музыкой.
С пессимистическими оценками согласны не все. "В период активных обсуждений возможной блокировки YouTube наблюдались временные приостановки проектов, но к концу года ситуация стабилизировалась. В данный момент мы продолжаем получать запросы на рекламу в YouTube, и, вероятно, этот тренд сохранится. Рынок адаптировался, а поскольку полного запрета на YouTube нет, площадка остаётся открытой для сотрудничества", — утверждает основатель агентства Digital Church Марк Хлуднев.