Дешёвое электричество из Финляндии, которое финны продают по цене 11,3 евро за МВт⋅ч, Эстония покупает по 92 евро за МВт⋅ч.
Об этом заявил председатель правления эстонской госкомпании Eesti Energia Андрус Дурейко, передаёт Ärileht.
“
"Что происходит с этой ценой в кабеле?" — задал Дурейко риторический вопрос, имея в виду энергокабели EstLink и Estlink 2.
По словам главы Eesti Energia, разница между ценами двух зон сейчас остаётся у системных операторов: в прошлом году как эстонская Elering, так и финский Fingrid получили более 80 млн евро в виде платы за транспортировку энергии.
По словам Дурейко, эти средства системные операторы должны использовать на создание новых линий электропередачи, которые устранят узкие места. Однако последняя линяя между странами — EstLink 2 — была введена в эксплуатацию 10 лет назад, в 2014-м, а новую обещают ещё через 10 лет, возмутился глава эстонской госкомпании.
Он также отметил, что если раньше Эстония была экспортёром электроэнергии, то теперь стала импортёром, и в 2024 году импорт составил уже 38,7% потребления энергии в Эстонии.
Дефицит электроэнергии, по его словам, усугубляется по мере сокращения сланцевой энергетики.
После отключения прибалтийских республик от совместного с РФ и Белоруссией энергокольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва) цены на электроэнергию в Эстонии выросли на 50% по сравнению с предыдущей неделей и стали вдвое выше средних январских цен. При этом нарастает разрыв между ценами на электричество в Эстонии и Финляндии.
По данным ERR, среднесуточная биржевая цена на электроэнергию в эстонской ценовой зоне биржи Nord Pool 18 февраля выросла до 17,1 цента за кВт⋅ч, что почти в 8 раз превысило тариф для Финляндии. А в среду, 19 февраля, цены на электричество в Эстонии стали ещё выше: 17,52 цента за кВт⋅ч (при финском тарифе 7,53 цента за кВт⋅ч).
Эстонские политики и энергетики всячески отрицают, что на цены повлияло отключение страны от БРЭЛЛ. При этом крупнейшее деревообрабатывающее предприятие Эстонии — целлюлозный завод Estonian Cell — на третий день после этого остановило работу. Причиной остановки производства в компании назвали крайне высокие цены на электроэнергию.