Ленин, храмы и железные дороги: какое наследство досталось финнам от России

Автор фото: Спицын Михаил
Финляндия, Хельсинки

В Финляндии в последнее время регулярно пытаются пересматривать отношение к российскому наследию. Тем не менее, в стране есть достопримечательности русского происхождения, без которых невозможно представить финскую историю. Подробнее о них — в подборке "Делового Петербурга".

На прошлой неделе в финском городе Тампере перезапустили бывший музей Ленина. В обновлённой концепции он принимает посетителей уже как музей восточных отношений Nootti. Теперь экспозиция рассказывает в целом об отношениях с восточным соседом — с 1917 года, когда Финляндия получила независимость, до наших дней.
Название Nootti отсылает к дипломатическим нотам. Последний такой документ из России поступил в октябре 2024 года, отмечают в музее. Напомним, Москва протестовала против ареста российских активов в Хельсинки.
От бывшего главного героя в собрании музея остались единичные артефакты. Бывшие главные достопримечательности — фигуры Ленина, Сталина, а также мотоцикл вождя мирового пролетариата — убрали из выставочных помещений. Зато на стене музея появилось фото Дмитрия Медведева на встрече с президентом страны Тарьей Халонен. В 2010 году практически единственным поводом для расхождений были конфликты из-за детей в смешанных семьях.
Успенский собор, вероятно, может считаться самой "русской" достопримечательностью Финляндии. Величественный православный храм из красного кирпича возвышается на самом высоком холме острова Катаянокка. Сейчас это главная церковь православного прихода Хельсинки и Хельсинкской епархии и, как говорится на официальном сайте, крупнейший православный храм во всей Северной и Западной Европе. Каждый год его посещают до полумиллиона человек.
Собор возвели для нужд русской православной общины в 1868 году, с одобрения императора Александра II, по проекту архитектора создателя комплекса Валаамского монастыря Алексея Горностаева. Кирпич, который использовали при строительстве, имел необычное происхождение. Это обломки принадлежавшей России крепости Бомарсунд, которая находилась на Аландских островах и которую взорвали англичане во время Крымской войны.
В соборе находится ещё одна особенная святыня — Козельщинская чудотворная икона Божией Матери, которую во время Второй Мировой войны вывезли из Выборга. В 2010 году икону украли, казалось, она была утрачена навсегда, но потерю нашли спустя год — похитители закопали её в землю в городе Турку.
Сейчас, по данным прихода, русскоязычные верующие составляют 15% его аудитории. А всего он насчитывает около 20 тыс. членов, это треть всех людей, исповедующих православие в Финляндии. При соборе действуют курсы иконописи, а также группы, посвящённые основам православия, на английском языке. Священники храма, в духе времени, ведут подкасты.

Памятник Александру II

В самом центре главной площади Хельсинки более 130 лет возвышается памятник русскому императору Александру II. Финны увековечили память царя, который дал автономии в составе Российской империи особые права, которых не было у других территорий. В сентябре 1863 года император созвал Сейм, который не собирался более полувека, предложил финнам создать собственную конституцию и фактически дал начало финскому парламентаризму. Именно этот момент и увековечен памятником.
Скульптуру решили установить после гибели императора в результате покушения "народовольцев". Её создавали на деньги, собранные жителями Финляндии. Скульпторы окружили Александра II аллегорическими фигурами: Lex ("Закон"), Pax ("Мир"), Lux ("Просвещение") и Labor ("Труд").
Время от времени в Финляндии раздаются призывы убрать монумент с Сенатской площади. Историки фиксируют такие попытки с 1917 года. Одна из недавних инициатив предполагала установку памятника Карлу Густаву Маннергейму вместо русского царя.
Однако каждый раз Александр II, дороживший добрыми отношениями с "мужественным и честным финским народом", удерживает свои позиции — уважение к заслугам императора пока сильнее негативных политических настроений.

Стела в честь императрицы

Российский двуглавый орёл, по иронии судьбы, расположился под окнами посольства Швеции в Финляндии. Он венчает стелу, установленную в честь императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, которая посетила Хельсинки вместе с супругом в 1833 году. По легенде, памятник стоит именно на том месте, где ступила нога сошедшей с лодки императрицы.
В 1917 году орла сбили со стелы революционные матросы как символ старой власти. Его вернули на место лишь во второй половине XX века. Проектом занимался потомок купца из Выборга и глава Института России и Восточной Европы Валдемар Малеко. Его усилиями памятник обрёл вновь изначальный облик к недовольству посольства СССР, которое разразилось нотой протеста из-за восстановления "символа самодержавия".
Осенью 2024 года орёл вновь исчез с постамента. На этот раз политические мотивы оказались ни причём. Памятник переживает очередную реставрацию, бронзовую фигурку увезли на очистку и повторное золочение. Изваяние обещали вернуть в начале 2025 года, однако её отсутствие всё же успели запечатлеть пользователи Google-карт.
Автор: Google Maps

Крепость Суоменлинна

Крепость Суоменлинна, или, на шведский манер, Свеаборг — не последняя в списке дорогих русскому сердцу достопримечательностей Финляндии. В XIX веке это была российская база военного флота.
Немаловажный факт для русской литературы — на территории крепости литературный родился критик Виссарион Белинский, чей отец был местным лекарем. Об этом сих пор напоминает мемориальная табличка на трёх языках: русском, финском и втором государственном — шведском.
Знатоки истории вспомнят, что у берегов Суоменлинны разворачивались и сражения Крымской войны. В 1855 году гарнизон крепости защищал земли Российской империи на Балтике от бомбардировок со стороны английского и французского флотов.
В наши дни Суоменлинна — это район в составе Хельскинки и объект ЮНЕСКО. Там одновременно находятся музей, действующая тюрьма и ещё военно-морская академия. Добраться до него можно круглый год на специальном пароме.

Сайменский канал

Важнейший судоходный маршрут Финляндии соединяет озеро Сайма в Финляндии с портами Высоцка и Выборга. В своё время появление канала существенно продвинуло логистические возможности финнов. До того многие продукты в восточной Финляндии приходилось доставлять по земле, так как местные реки не подходили для судоходства. О строительстве канала задумывались ещё шведы, но создали его в составе Российской империи — как известно, русские цари уделяли Финляндскому княжеству много внимания.
После Второй мировой войны половина водной артерии оказалась на территории СССР. В 1962 году Финляндия взяла советскую часть канала в аренду. Очередной договор от 2012 года пока остаётся в числе действующих и Хельсинки платит по нему более 1 млн евро в год за аренду.
Сайменский канал. Сентябрь 2006 года.
Автор: ТАСС
В начале 2010-х через канал ежегодно проходило почти 3 тыс. судов, которые перевозили более 2,5 млн т грузов. Около половины судов шли под российским флагом. Однако в последние годы активного судоходства не наблюдается — коммерческие перевозки встали из-за антироссийских санкций и принимаемых финской стороной мер против нелегальной миграции.
Тишину нарушают лишь единичные прогулочные суда. Владельцы катеров по обе стороны могут передвигаться по каналу, не пересекая границу. В прошлом году навигацию по Сайменскому каналу завершили досрочно.

Железные дороги

Железнодорожный транспорт Финляндии — тоже часть наследия Российской империи.
Изыскания для начала строительства первой железной дороги из Петербурга в Гельсинфорс начались ещё в 1857 году. Но проект застопорился из-за Крымской войны.
Для России развитие железнодорожного транспорта с Финляндией было решением в том числе и политическим, призванным сблизить автономию с "метрополией". А для финской стороны он носил важное экономическое значение, ведь Петербург стал главнейшим торговым партнёром местных земледельцев и промышленников.
"Всемилостивейше повелеваем, чтобы означенное железнодорожное сооружение было предпринято и начато как только будут добыты для того потребные средства", — говорится в рескрипте, который Александр II подписал в ноябре 1867 года.
Сейму Великого княжества Финляндского было поручено оформить займ на 18 млн финских марок, от себя император добавил ещё 10 млн.
Регулярное движение между двумя столицами было открыто только в 1870-м. До сих пор в Финляндии используется "российский" стандарт колеи 1524 мм. В позапрошлом веке именно ему отдали преимущество, чтобы обеспечить более удобную транспортировку грузов.
Железная дорога в Хельсинки
Автор: "ДП"
Администрация финской железной дороги, хоть и координировала работу с российским Министерством путей сообщений, но всё же была частной и самостоятельной. После того как Финляндия обрела независимость, была образована финская железнодорожная администрация, которая действует до сих пор, но уже в составе государственного транспортного агентства.
В мае прошлого года министр транспорта и коммуникаций Финляндии Лулу Ранне предложила перейти с "царской" колеи на европейскую — в том числе для переброски техники НАТО. Впрочем, пока финские чиновники пришли к выводу, что затраты на подобное переоборудование слишком велики по сравнению с возможной выгодой.