Компания, обеспечивающая теплом и горячей водой крупнейшую в регионе частную верфь и её "дочек", сменила структуру собственников.
В "Пелле" заявили о планах заложить доли в ООО "Промэнерго" — это котельная, снабжающая теплом и горячей водой весь промышленный комплекс верфи. Участники рынка говорят, что такое, скорее всего, можно сделать только от безысходности.
Заложат котельную
АО "Ленинградский судостроительный завод “Пелла”" стало единоличным собственником ООО "Промэнерго" 17 января. До того, с марта 2015 года, 2,88% "Промэнерго" принадлежали другой "дочке" "Пеллы" — компании "Пелла–Маш", которая специализируется на производстве машиностроительного оборудования для судостроения — от небольших изделий до трубогибочных станков, окрасочных аппаратов и машин термической резки металлов. Среди заказчиков "Пеллы–Маш" есть и сторонние компании, например Невский судостроительно–судоремонтный завод.
"Промэнерго" — оператор котельной, расположенной в Отрадном (Кировский район Ленобласти) на территории, которую занимают производственные корпуса "Пеллы" и связанных с нею компаний. Котельная снабжает все промышленные площадки теплом и горячей водой, и, по словам заместителя генерального директора "Пеллы" Сергея Иванова, выход "Пеллы–Маш" из уставного капитала "Промэнерго" не следует рассматривать как подготовку к продаже котельной — дело в другом.
"Связано это с нашими отношениями со Сбербанком. Мы у них кредитуемся, и в обеспечение кредита закладываем некоторые свои активы. И тут получилось, что, чтобы заложить нашу долю участия в “Промэнерго ”, необходимо, чтобы “Пелла” была единоличным участником “Промэнерго”", — сказал Сергей Иванов.
Он не захотел раскрывать размер кредита и цели, для которой "Пелла" берёт его, — компания исполняет большое количество военных заказов, и такая информация может быть засекреченной. На момент публикации в СПАРК сведений об обременении доли "Пеллы" в "Промэнерго" не было.
У "Промэнерго" 115,3 млн рублей уставного капитала и устойчивые финансовые показатели. По данным портала "Электронное правосудие", "Промэнерго" с 2022 года не участвует ни в одном арбитражном споре.
Семь "дочек", одна "внучка"
У АО "Ленинградский судостроительный завод “Пелла”" семь дочерних компаний, шесть из которых принадлежат ей на 100%.
Это "Интро–Пелла", "Каффа–порт", "Рекордстрой" и "Пелла–Фиорд" — у этих компаний в СПАРК указан такой же профиль, как и у материнской "Пеллы", — "строительство кораблей, судов и плавучих конструкций".
Основным видом деятельности у "Пеллы–Маш" указано производство кузнечно–прессового оборудования, а у ООО "Пелла" — "предоставление прочих вспомогательных услуг для бизнеса". Это теперь единственная "дочка" ЛСЗ "Пелла", участвующая в дополнительном бизнесе. ООО "Пелла" владеет 30% долей судостроительной компании "Пелла — Ческе Лоденице", о которой в конце прошлого года представитель "Пеллы" высказался как о несостоявшемся проекте.
"Промэнерго", как мы уже писали, специализируется на производстве тепловой энергии.
Единственная "дочка" ЛСЗ "Пелла", принадлежащая ей не на 100%, — ООО "Рекордстрой". Его 25% оформлены на умершего в конце 2022 года Сергея Ищука, наследники которого до сих пор не могут определиться с распределением этого пакета.
В системе СПАРК только две компании бизнес–группы публикуют свои финансовые показатели — ООО "Пелла" выручила от продаж в 2023 году 57 млн рублей, "Промэнерго" — 69,3 млн.
Когда закладывать больше нечего
По мнению совладельца и генерального директора ООО "Морские Комплексные Системы" (МКС, производит судовое комплектующее оборудование) Павла Зубкова, текущая экономическая ситуация в стране такова, что любой банковский кредит может привести к банкротству.
"Безусловно, котельная — последнее, что стоит закладывать. Но сегодняшняя политика Центробанка такова, что для промышленности актуален вопрос не о том, какой актив лучше заложить для обеспечения кредита, а о том, стоит ли брать кредит. Ставки настолько высоки, настолько несопоставимы с реальной доходностью промышленного производства, что любой кредит может привести к банкротству. И ситуация может сложиться так, что самый талантливый руководитель окажется не в состоянии противостоять этому", — полагает совладелец МКС.
Генеральный директор ООО "Дизельзипсервис" (крупный поставщик судовых дизельных установок) Марина Карасёва считает, что заложить котельную можно лишь в крайнем случае, когда закладывать уже больше нечего.
"В условиях, когда не хватает оборотных средств, я думаю, и такой сценарий возможен. Но это от безысходности, так приходится поступать компаниям, исполняющим крупные госзаказы, по которым стабильны долгие задержки платежей, приводящие к ситуации выбора между залогом источника энергоресурсов и банкротством. Но мы же понимаем, что компания, которой принадлежит котельная, при неудачном развитии событий может перейти в собственность банка — и весь бизнес фактически попадает в зависимость от её нового хозяина. Это яркий пример кризиса неплатежей — приходится изыскивать любые способы, чтобы выжить", — полагает руководитель "Дизельзипсервиса".
Досье:
ООО "Промэнерго" — одна из семи "дочек" АО "Ленинградский судостроительный завод «Пелла»". С 17 января 2025 года 100% долей "Промэнерго" принадлежат "Пелле". "Промэнерго" управляет котельной, снабжающей теплом и горячей водой все компании бизнес–группы "Пелла", расположенные в городе Отрадное Кировского района Ленинградской области. Выручка "Промэнерго" за 2023 год составила 69,3 млн рублей.