Российской медицине грозит новый отток кадров из–за обязательного распределения

Автор фото: ТАСС

Обязательное распределение выпускников вузов на работу в государственные клиники может привести к оттоку кадров из системы здравоохранения.

Минздрав разработал проект закона об обязательном распределении выпускников бюджетных отделений медицинских вузов. Вчерашних студентов, получивших образование за государственный счёт, на 3 года предлагается направлять на работу в государственные поликлиники и больницы. Трудоустроиться они должны будут в течение года после окончания вуза. Бюджетников, отказавшихся от подобной отработки, ждут повышенные штрафы.
Документ ещё не добрался до Госдумы, но уже вызвал жаркие споры как среди депутатов, так и в профессиональном сообществе.

Договор дороже денег

По словам основателя и научного руководителя сети клиник иммунореабилитации, адаптационной и превентивной медицины Grand Clinic Ольги Шуппо, таким решением государство пытается решить проблему острого дефицита кадров, в том числе на отдалённых территориях. По последним данным Минздрава, 35% выпускников медвузов и 40% студентов, окончивших колледжи за счёт госбюджета, не идут работать в государственную систему здравоохранения.
"Совершенно правильно идёт возврат к старой практике, когда после вуза специалист ехал работать земским врачом и набирался опыта. Каждый врач должен пройти общую практику в течение 3 лет, ведь за это время он становится опытным специалистом с широким кругозором", — говорит Ольга Шуппо.
Руководитель отдела научных коммуникаций Lahta Clinic Ксения Соловьёва тоже считает такую меру правильной, но только в том случае, если студент обучался по целевому направлению. "В данном случае вопросов быть и не может — условия и сроки чётко прописаны в трёхстороннем договоре. Тут всё логично: государство оплатило твою учёбу в вузе или ординатуре, чтобы подготовить себе кадры. И теперь уже задача новоявленных кадров выполнить свою часть договора", — подчёркивает эксперт.

Бесценная практика

Помимо решения проблемы с дефицитом медицинских кадров предложение обязывать выпускников работать по распределению подразумевает возможность роста уровня квалификации молодых врачей.
"С одной стороны, в нашей стране есть сильные медицинские вузы, которые готовят специалистов мирового уровня, — комментирует Мария Фомина, директор ЧОУ ДПО “Научно–образовательный институт ММЦ”. — С другой стороны, существуют проблемы, которые снижают общее качество медицинского образования".
По словам эксперта, в первую очередь это недостаток практической подготовки: многие обучающиеся сталкиваются с нехваткой возможностей для отработки необходимых навыков.
"Это связано с ограниченным доступом к современному оборудованию, недостатком клинических баз и перегруженностью кураторов, которые должны совмещать работу с преподаванием. Дистанционное обучение, особенно во время борьбы с пандемией коронавирусной инфекции, усугубило эту проблему, так как слушатели не могли полноценно участвовать в клинической практике", — отмечает Мария Фомина.
Если же говорить о работе в государственном медицинском учреждении, по мнению некоторых специалистов, в плане получения практического опыта она просто бесценна.
"Как правило, в городской больнице поток пациентов несравнимо выше, они намного интереснее и научиться можно гораздо большему, — поясняет Ксения Соловьёва. — Кроме того, заработок меньше зависит от маркетинговых инструментов. Зачастую он выше, чем в частной клинике. Поэтому многие студенты старших курсов и ординаторы действительно рассматривают работу в поликлинике или скоропомощном стационаре как хорошее место для старта медицинской карьеры".
Однако, по словам Ксении Соловьёвой, условия труда, в которых оказываются выпускники, — невыносимое обилие бумажной работы, малое время на приём, переработки и сверхнагрузки, финансовые планы, на которые ты никак не можешь влиять, — быстро нивелируют все возможные плюсы. "В таких условиях люди, не имея возможности выбора, просто будут покидать медицину", — убеждена эксперт.
Генеральный директор медтехкомпании Lab4U Алексей Образцов также считает, что для уже практикующих врачей необходимо повышать эффективность работы.
"В частности, медицина до сих пор остаётся одной из неоцифрованных отраслей и потенциал для повышения производительности труда через внедрение диджитал–сервисов огромный", — считает эксперт.

Денежный вопрос

Препятствием могут также стать неравные условия труда и заработной платы медработников в разных регионах. В Минздраве подчёркивают, что современные выпускники смогут сами выбирать регион и место работы. Однако очевидно, что вакансий в таких привлекательных регионах, как Москва и Петербург, на всех не хватит.
В связи с этим уже прозвучало предложение увязать распределение с повышением зарплат и социальных льгот молодым врачам. Их предлагают освободить от уплаты подоходного налога, предоставить льготные ипотечные кредиты, гарантировать досрочный выход на пенсию пропорционально сроку обязательной отработки. Однако если такие меры действительно будут обсуждать всерьёз, то для них потребуется финансово–экономическое обоснование, что может осложнить прохождение законопроекта в парламенте.
Ксения Соловьёва считает, что самый главный вопрос — это всё–таки оплата труда специалиста на месте, а не вопрос преференций и даже "подъёмных".
"Мы понимаем, что обещанные золотые горы с учётом инфляции не всегда позволят переехавшему специалисту полноценно организовать свою жизнь в новом городе, — говорит эксперт. — Условия труда очень разные в разных регионах. Вот это хотелось бы как–то уравнять. Иначе разные выпускники, попадая в разные города и учреждения, столкнутся с очень разными первичными вводными. Думаю, справедливым было бы рассматривать бюджетное обучение в ординатуре для тех, кто добросовестно работал в регионе после окончания вуза, — этот вопрос сейчас стоит для будущих врачей очень остро".
По мнению Ольги Шуппо, создавшаяся ситуация с кадрами в здравоохранении требует комплексного подхода. "Нужно повышать заработную плату медицинским работникам, решать проблему с обеспечением жильём и в целом повышать престиж профессии", — считает она.
В Минздраве полагают, что изменения в закон "Об образовании" могут вступить в силу 1 сентября 2026 года. Однако прежде они должны пройти все стадии законотворческого процесса.