Петербургский бизнесмен нарвался на штраф после закрытия счетов в турецком банке

Автор фото: ТАСС
Автор фото: ТАСС

Обжаловать штраф через личный кабинет налогоплательщика — незаконно, решил Петербургский городской суд. По–другому — тоже незаконно, написано в НК РФ.

Ставший жертвой правового казуса петербургский бизнесмен пытается оспорить штраф, полученный после закрытия счетов в турецком банке.

В электронном виде не предусмотрено

"Кодексом… об административных правонарушениях не предусмотрена возможность подачи… жалоб на состоявшиеся по делу об административном правонарушении акты в электронном виде, в том числе в форме электронного документа… Жалоба… подлежит подаче… на бумажном носителе… Подача жалобы… в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика является препятствием к её принятию и рассмотрению вышестоящим должностным лицом… разрешению по существу…" — цитата из решения Санкт–Петербургского городского суда от 28 января 2025 года в ответ на жалобу бизнесмена Игоря Семёнова, которого МИФНС–17 оштрафовала за нарушение валютного законодательства (статья ст. 15.25 КоАП РФ).
У гендиректора ООО "Транспортные системы" (занимается поставками систем пожаротушения для "Российских железных дорог") Игоря Семёнова было три счёта в турецком банке Ziraat Bankasi, которые он закрыл прошлым летом. Налоговую инспекцию не устроило уведомление о закрытии одного из счетов (закон обязывает российских граждан отчитываться о счетах в иностранных банках). Штраф на символическую 1 тыс. рублей возмутил бизнесмена, и он попытался обжаловать его через личный кабинет налогоплательщика.
"Это требование статьи 138 Налогового кодекса: обжаловать постановление о штрафе я должен сначала в вышестоящем налоговом органе — в данном случае в Управлении ФНС по Санкт–Петербургу — и только потом в суде. И дело вовсе не в 1 тыс. рублей — я не хочу быть человеком, привлечённым к административной ответственности за нарушение валютного законодательства, которое я не нарушал и могу доказать это", — говорит Игорь Семёнов.
Не дождавшись ответа в течение установленных Налоговым кодексом 30 дней, руководитель "Транспортных систем" обратился в Выборгский районный суд, который рассматривать жалобу отказался из–за пропущенных процессуальных сроков. Постановление об административном правонарушении следует обжаловать в течение 10 дней, но Игорь Семёнов не успел — ждал ответа из городского управления ФНС в личном кабинете налогоплательщика.
По мнению суда, "такой способ направления жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не является надлежащим" и основанием восстановления срока на обжалование быть не может.

Личный кабинет как препятствие

Игорь Семёнов считает, что районный и городской суды сталкивают Налоговый кодекс с Кодексом об административных правонарушениях.
Во 2–й части 138–й статьи НК написано: "Акты налоговых органов ненормативного характера… могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган". Федеральный закон №59 "О порядке рассмотрения обращений граждан" устанавливает 30–дневный срок на ответ госоргана — петербургского управления ФНС в данном случае.
1–я часть статьи 30.3 КоАП, на которую ссылаются суды, определяет, что "жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления". Копию постановления о штрафе Игорь Семёнов получил 20 августа 2024 года, соответственно, обратиться в Выборгский районный суд должен был не позднее 30 августа.
21 августа он направил жалобу в городское управление ФНС, ответ пришёл 29 октября со второй попытки. На первое обращение почему–то ответила подписавшая постановление о штрафе сотрудница МИФНС–17, на которую бизнесмен жаловался, — ответ пришёл 9 сентября. После этого, 13 сентября, он отправил иск в Выборгский районный суд Петербурга, но 10–дневный срок на жалобу оказался пропущен и суд рассматривать её отказался. Тогда–то Игорь Семёнов и обратился в Городской суд, из решения которого выяснил, что "подача жалобы в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика является препятствием к её принятию и рассмотрению".
"В статье 139.2 Налогового кодекса чёрным по белому написано: “Жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика”. А суд называет такой способ направления жалобы ненадлежащим — но это же абсурд! Прошло более полугода, а мою жалобу до сих пор никто не рассмотрел по существу", — говорит Игорь Семёнов.
С такими аргументами бизнесмен собирается оспорить постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение валютного законодательства, определение Выборгского районного суда и решение Санкт–Петербургского городского в 3–м кассационном суде, жалобу в который он отправил 21 февраля.

"ФНС просто так не штрафует"

Участники бизнес–сообщества отмечают, что ФНС редко ошибается, однако её действия регулируются настолько сложной системой нормативных актов, что в конкретных ситуациях порой трудно разобраться.
По словам адвоката и налогового консультанта Елены Софинской, ФНС работает на основании Налогового кодекса, КоАП и других нормативных документов, поэтому далеко не все в состоянии выбрать надлежащий способ защиты — нужно правильно оценить, в рамках какой компетенции действует ФНС в конкретной ситуации.
"Игорь Семёнов неправильно истолковал нормы налогового законодательства. При вынесении постановлений в рамках КоАП следует применять порядок обжалования, предусмотренный КоАП, а не Налоговым кодексом. Статья же 138 Налогового кодекса, на которую он ссылается, относится к ненормативным правовым актам, прямо предусмотренным этим кодексом. Но неосведомлённость о надлежащем способе защиты своих прав, скорее всего, не будет являться основанием для восстановления срока на обжалование постановления налогового органа. Хотя стоит отметить, что перечень уважительных причин пропуска срока на обжалование не является закрытым и вопрос его восстановления остаётся, как правило, на усмотрение суда", — говорит эксперт.
Исполнительный директор ООО "Северное море" (судостроительная компания из Ленинградской области) Елена Майданова говорит, что её компания нечасто сталкивается с действиями ФНС, которые приходится оспаривать.
"Не более раза в год бывает такое, что налоговая инспекция случайно применяет к нам штрафные санкции. И ни разу не приходилось обращаться в суд — мы связывались с инспектором в рабочем порядке, и, как правило, на исправление ситуации и на снятие обременений уходило не более 2 суток. ФНС — хорошо и глубоко отцифрована, поэтому в случаях противоречий я бы предложила прежде всего внимательно изучить ситуацию, возможно, с привлечением специалистов в сфере налогового законодательства. Обычно ФНС просто так никого не штрафует", — говорит руководитель "Северного моря".
В петербургском управлении ФНС на редакционный запрос к моменту публикации не ответили.
Досье:
По данным СПАРК, генеральный директор ООО "Транспортные системы" Игорь Семёнов принимает участие в пяти петербургских компаниях. Помимо "Транспортных систем" он возглавляет ООО "Техбезопасность" (управление недвижимостью, Семёнову принадлежат в этой компании 10%) и ООО "НТТ" (торговля электрооборудованием). Кроме того, ему принадлежат по 10% долей в другом ООО "Техбезопасность" (торговая компания) и в ООО "Ремлоксистемы" (ремонт электрооборудования). Суммарная выручка всех этих компаний за 2023 год составила 1,5 млрд рублей.