Счётная палата предложила поднять ставки за использование лесных участков. Для некоторых видов деятельности они неоправданно низкие.
Счётная палата проверила эффективность работы уполномоченных органов в сфере управления землями лесного фонда. По итогам ведомство выявило ряд системных проблем и нормативных пробелов, из–за чего государство недополучает доходы.
Среди ключевых недостатков указываются неоправданно низкие ставки арендной платы по отдельным видам лесопользования.
За сущие копейки
Ряд ставок для расчёта арендной платы не пересматривался с 2007 года, сообщают аудиторы. Стоимость аренды для ведения охотничьего хозяйства, на котором не размещены объекты инфраструктуры, установлена в размере 3 копейки за 1 га в год. На территории Ленинградской области есть лесные участки площадью 262 га и 16 380,4 га, которые переданы в аренду за 10,3 и 555,3 рубля в год.
Счётная палата предлагает пересмотреть действующие расценки, взяв за основу кадастровую стоимость участка. По оценкам аудиторов, возможный экономический эффект от реализации этого предложения превысит 294 млн рублей в год (в целом по стране).
Примечательно, что в отличие от ставок для ведения охотничьего хозяйства, арендная плата за использование лесных участков по другим позициям повышалась регулярно. Законодательное собрание Ленинградской области в июне прошлого года даже обращалось в правительство РФ с просьбой рассмотреть вопрос о возможности снижения ставок, утверждённых для Ленинградского лесотаксового района.
Обход аренды и ошибки власти
Ещё одна проблема, отмеченная Счётной палатой, касается практики установления публичных сервитутов на земельные участки, не обременённые правами третьих лиц. Проверка выявила тенденцию массового расторжения договоров аренды лесных участков с последующим установлением на эти же участки публичных сервитутов.
Учитывая, что плата за публичный сервитут "свободного" участка в сотни раз ниже арендной платы, распространение подобной практики приводит к сокращению поступлений в федеральный бюджет. Так, в 2022–2023 годах и за 8 месяцев 2024–го было расторгнуто 22,3 тыс. договоров аренды лесных участков совокупной площадью 14,65 тыс. га. Доходы бюджета из–за этого уменьшились с 459,8 млн до 206 тыс. рублей.
Поскольку СП проводит аудит государственных структур, проверку можно воспринимать как оценку деятельности региональных чиновников. В частности, аудиторы выявили нарушения при использовании лесных участков, а именно отсутствие проектов освоения лесов, лесных деклараций и отчётов об использовании, охране и защите лесов, а также ненадлежащий контроль уполномоченных органов за деятельностью лесопользователей. Отчёт касается всей территории РФ, впрочем, помимо общих проблем в нём указаны и региональные.
Например, уполномоченными органами Ленинградской области не исполнены обязанности по госрегистрации договоров безвозмездного пользования, более того, в ряде случаев такая обязанность была возложена на лесопользователей. Выявлены "многочисленные факты" непредставления гражданами, использующими лесные участки для собственных нужд на основании договоров безвозмездного пользования, отчётов об использовании лесов, отчётов об охране и защите лесов.
Кроме того, выявлены нарушения уполномоченными органами Ленобласти сроков направления сведений для внесения в реестр недобросовестных лесопользователей, что влечёт возможность доступа такого лесопользователя к лесным ресурсам в предпринимательских целях в других субъектах РФ.
Не разгуляешься
Любые инициативы по повышению тарифов предсказуемо пугают бизнес–сообщество, даже если не касаются его напрямую, так как воспринимаются как вектор общей государственной политики. Тем более что другие платежи повышаются регулярно. Если аренда для ведения охотничьего хозяйства действительно аномально низкая, то платежи по основным направлениям, связанным с лесозаготовкой, для среднего лесопользователя составляют порядка 10 млн рублей в год, у крупных компаний — 100–150 млн.
Один из лесопользователей Ленобласти рассказал "ДП", что аренда земель лесного фонда для рекреационной деятельности, на его взгляд, также обходится слишком дорого. Чтобы взять в аренду земельный участок на берегу водоёма, где уже сформировалось стихийное место отдыха, для организации там упорядоченной рекреации нужно выполнить целый ряд требований и мероприятий.
Придётся потратиться на разработку документации, ввести ограничение движения транспорта в водоохранной зоне, оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов, договориться об их вывозе, организовать санузлы и парковки. И вдобавок, как правило, придётся арендовать существенно большую площадь, чем реально нужно для ведения бизнеса, в силу особенностей рельефа, санитарных норм, наличия подъездных путей и т. д.
“
"По большому счёту создание рекреационной зоны без размещения там стационарных строений с возможностью круглогодичного проживания клиентов нерентабельно, так как мы говорим о доступных для транспорта и популярных местах, а не о Вепсском лесе, где целевых клиентов меньше", — говорит собеседник "ДП".
Инициативы же о снижении арендной платы для рекреационного использования земель лесного фонда, которые привлекли бы инвесторов в данный сегмент экономики, поддержаны не были. Более того, с 1 января 2024 года при формировании ставок платы за пользование лесами в рекреационной сфере учитывают удалённость лесных участков от автомобильных дорог.
Примерно из 6 млн га лесов, парков и иных лесопокрытых территорий Ленобласти в аренду сдано 4,8 млн га. Основная форма аренды — под заготовку древесины. Стоит отметить, что разные формы аренды могут налагаться друг на друга. Например, охотничье хозяйство и лесозаготовитель могут арендовать одну и ту же площадь, если их хозяйственная деятельность не противоречит интересам друг друга. Обязательные платежи лесозаготовителей приносят в бюджет более 3 млрд рублей, в то время как аренда от рекреационной деятельности — 0,2 млрд.