Продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в феврале провалились на четверть относительно февраля прошлого года. За месяц было реализовано чуть более 85 тыс. единиц такой техники. Это самый низкий результат с мая 2023 года.
Для участников рынка итоги февраля не стали неожиданными. В целом "ситуация тревожная", сказал глава АвтоВАЗа Максим Соколов на прошлой неделе. По его словам, совокупные запасы нераспроданных машин "превышают 500 тыс. автомобилей и имеют тенденцию даже к увеличению".
Логичный вопрос: а что случилось? Впрочем, если посмотреть на динамику цен, то он снимается. В первом полугодии 2024–го средневзвешенная стоимость нового автомобиля составляла около 3 млн рублей. В январе 2025–го, если верить аналитикам "Авто.ру", она приблизилась к 4 млн рублей. То есть рост за полгода примерно на те же 25%.
Прошлой осенью правительство внесло существенный вклад в ценообразование. Были значительно повышены ставки утильсбора. На новый легковой автомобиль самого массового сегмента с двигателем объёмом от 1 до 2 литров сбор с октября вырос в 2,2 раза — с 300,6 тыс. до 556,2 тыс. рублей. С 1 января 2025 года он увеличен до 667,4 тыс. рублей.
Утильсбор вводился более 10 лет назад как мера поддержки отечественных производителей, его целью было стимулировать повышение уровня локализации производства. Автоконцерны, имевшие заводы в России, получали от государства субсидии, по сути компенсацию уплаченного ими утильсбора. С 2022 года размер этой компенсации полностью "привязан" к уровню локализации продукции. То есть, по логике, цены на импортные машины должны были расти, а на отечественные — нет.
Но похоже, субсидии не слишком помогают и российским производителям. АвтоВАЗ 4 марта тоже отчитался о снижении продаж в феврале. Компания за месяц продала более 26 тыс. машин, на 4% меньше, чем в феврале прошлого года. Новые модели АвтоВАЗа сейчас стоят в районе 2,5 млн рублей. При средней зарплате в РФ 88 тыс. рублей требуется 28 месяцев, чтобы накопить на такое авто. Можно, конечно, взять автокредит, но при нынешних ставках, чтобы его вернуть, придётся всю среднемесячную зарплату отдавать банкам.
Новые машины становятся всё более недоступными для граждан. Поэтому растёт вторичный рынок автомобилей, а вместе с ним возраст автопарка. Безопаснее на дорогах от этого, естественно, не станет.