Вернуть дракона: авто из Японии и Кореи могут первыми выйти на рынок Петербурга

Японцы и корейцы задумались о перезапуске автозаводов в Петербурге
Автор фото: Валентин Беликов / "ДП"
Автор фото: Валентин Беликов / "ДП"

В каком состоянии петербургские автозаводы подошли к возможному возвращению зарубежных производителей.

Геополитические новости продолжают подкидывать дрова в топку разговоров о возвращении в Россию мировых автогигантов. На днях отечественные СМИ сообщали о планах Toyota вернуться на российский рынок. Такой сценарий обсуждался на встрече представителей компании с дилерами из РФ, отмечалось в публикациях.
В Петербурге у японского производителя был собственный автозавод, где выпускались седаны бизнес–класса и кроссоверы. Предприятие было продано летом 2023 года ФГУП "НАМИ". Сделка не предусматривала опциона на обратный выкуп, как в случае продажи других петербургских заводов, однако с тех пор производственную площадку так и не удалось перезапустить, так что в теории у Toyota есть шанс вернуть её в свою собственность.
Напомним: о возобновившемся интересе к РФ ушедших автобрендов писали и зарубежные СМИ. Генеральный директор Renault Лука де Мео заявил Financial Times, что не исключает повторного выхода на российский рынок. В РФ французской компании принадлежали две трети АвтоВАЗа и бывшая производственная площадка в столице, где теперь собирают "Москвичи".
Ещё ранее корейские медиа сообщили, что о возвращении задумался Hyundai. Как отмечали СМИ, компания может принять решение уже в этом году, если будет урегулирован конфликт на Украине. В самой компании заявили, что конкретных шагов для этого не делают, однако из заявления не следует, что обсуждение не ведётся.

Корейский вариант

В пользу такого варианта говорит не только сохраняющаяся возможность обратного выкупа, но и наличие у корейцев завода двигателей, построенного в Северной столице. Его Hyundai, уходя из РФ, предпочёл оставить за собой.
"Для Hyundai это (оба завода в Петербурге. — Ред.) была основная производственная площадка в России. Она по сути делала разницу с другими брендами. То есть она помогала марке находиться в топ–2, в топ–3 самых популярных брендов в России. А Rio и Solaris всегда входили в число самых популярных моделей. И Creta там же была где–то рядом. Конечно, это существенный объём, который производитель потерял", — отмечает автоэксперт, автор телеграм–канала AutoRun SPb Денис Гаврилов.
При этом на предприятии нынешний собственник продолжает выпускать те же машины под новым брендом Solaris. То есть возвращение корейцев не потребует значительных усилий по перестройке производственных процессов. Ещё одним плюсом может стать сохранившаяся сеть автодилеров. Это сыграет на руку в условиях конкуренции с китайскими марками, которая хоть и не слишком сильна, но существует, отмечает Гаврилов.
С другой стороны, владеющий сейчас предприятием Автомобильный завод АГР на фоне слухов о возвращении корейцев выпустил пресс–релиз, в котором сообщил о полном отказе от технической поддержки зарубежных партнёров. Компания никак не прокомментировала, как поступит в случае прихода Hyundai, при этом, судя по тексту сообщения, создаётся впечатление, что предприятие нацелено на дальнейшее развитие.

Высокая конкуренция

Другой представитель городского автопрома готовится сократить производство. Как писали "Ведомости", "Автозавод Санкт–Петербург", ранее принадлежавший Nissan, втрое снизит выпуск автомобилей Xcite.
Под этой маркой компания выпускает китайские Chery, машины с российским брендом так и не смогли завоевать покупателя. Минпромторг включил модели Xcite в перечень машин, рекомендуемых чиновникам, однако, судя по всему, это ситуацию не спасло.
По данным агентства "Автостат", за прошлый год предприятие собрало порядка 20 тыс. автомобилей Xcite, но продать смогло только 5,5 тыс. Производственный план на этот год составляет лишь 6,5 тыс.
"Chery продолжает работать на рынке и предлагать свои модели. Поставьте себя на место покупателя и сделайте выбор между оригиналом и копией. По–моему, для многих ответ очевиден. К тому же в ходе реализации самого проекта периодически возникали трудности, что не могло не повлиять на его репутацию", — отмечает руководитель пресс–службы "Автостата" Азат Тимерханов.
Ситуацию усугубляет то, что в занимаемой нише представлен большой выбор машин. Помимо родительской Chery Tiggo это Haval Jolion, Changan UNI–S и другие модели. Кроме того, группа АГР в феврале анонсировала запуск производства автомобилей Tenet, которые также будут собираться на базе Chery.
На "Автозаводе СПб" отказались отвечать на вопрос, есть ли планы по выводу в производство новых моделей.
"Как мне кажется, всё–таки не было понятного и внятного позиционирования бренда, почему стоит его выбрать. И покупателям, например, до сих пор непонятны перспективы этого бренда. То есть он условно на год, на два? Эта неясность с будущим бренда, конечно, тоже важную роль сыграла, потому что зачем покупать автомобиль, который, условно, может через год, например, исчезнуть с рынка", — объясняет Гаврилов причины провала проекта.

Позиция властей

Nissan также оставил за собой опцион на обратный выкуп завода, но пока не комментировал ситуацию. Здесь стоит обратить внимание на то, что петербургский автокластер создавался компаниями из Японии и Кореи. Эти страны прежде всего экономически и политически связаны с США, а не с Европой. В складывающихся условиях именно производители оттуда имеют наибольшие шансы на возвращение в Россию.
С этим согласен президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РоАД) Алексей Подщеколдин, указывающий, что между правительствами России и европейских стран по–прежнему много недружественной риторики.
"Скорее всего, это могут быть корейцы, может быть, даже японцы. Но пока это всё слухи и говорить серьёзно об этом не получается", — считает участник рынка.
Однако на слухи уже отреагировали власти, которые начали выдвигать свои условия зарубежным игрокам. Президент РФ Владимир Путин поручил правительству отрегулировать возвращение иностранных участников рынка таким образом, чтобы у отечественных производителей сохранились преимущества, полученные при уходе конкурентов.
Картину конкретизировали в Совете Федерации. Сенаторы предлагают обязать возвращающиеся компании открывать совместные с российскими производителями предприятия. Этим предприятиям будут принадлежать результаты интеллектуальной деятельности. При этом работа должна вестись исключительно "в рамках общих правил, высоких требований к локализации".
Можно предположить, что эти условия заставят корейцев и японцев задуматься о целесообразности возвращения, но есть и другие нюансы. Основатель аналитического агентства INFOLine Иван Федяков напоминает, что нерезиденты обязуются открыть в РФ спецсчета типа С для осуществления сделок по покупке и продаже иностранной валюты.
"С этих счетов деньги только по разрешению правительственной комиссии можно вывести. То есть пока нерезиденты из РФ даже деньги вывести не могут. Глупо предположить, что они рассматривают варианты возращения", — считает эксперт.
В городском комитете по промышленности не стали комментировать тему возвращения иностранных автогигантов. В генконсульстве Республики Корея проигнорировали запрос "Делового Петербурга".