Из–за действующих с прошлого года ограничений в Петербурге стало меньше арендных электросамокатов. Спрос перераспределился на спальные районы и города–спутники. Кроме того, остро не хватает инфраструктуры — планы Смольного по строительству велодорожек сильно отстают от реальных потребностей.
Старт сезона в этом году вышел несколько скомканным. Изначально сервисы кикшеринга договорились с комитетом по транспорту, что начнут работать между 3 и 10 марта. 5 марта комитет рекомендовал компаниям отложить запуск в связи с плохой погодой и гололёдом. Сервисы вроде бы послушались, но буквально на следующий день всё же открыли прокат. Правда ненадолго — уже к вечеру выставленные на улицах самокаты снова стали недоступны для пользователей.
К выходным стороны договорились: самокаты будут доступны для аренды при сухой погоде и температуре воздуха выше +1 градуса. В дождь и снегопад сервисы будут отключать СИМ от системы. Таким образом, стартом сезона–2025 можно считать 8 марта.
Начали не торопясь
В этом году кикшеринг будет работать с теми же ограничениями, что были приняты в прошлом. Согласно подписанному в августе 2024–го соглашению между операторами и Смольным, определены 36 зон, где движение средств индивидуальной мобильности (СИМ) полностью запрещено (среди них парк 300–летия Санкт–Петербурга, Дворцовая и Разводная площади, улица Морского Десанта в Петродворцовом районе и т. д.), 175 городских локаций, где скорость ограничена до 15 км/ч и ещё семь — до 10 км/ч. В Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах действует транзитный режим — ездить на электросамокатах там можно, а вот парковать их нельзя. При этом сервисы по собственной инициативе договорились на первое время ограничить скорость до 15 км/ч на территории всего города.
“
"В случае значительных осадков или кратковременного похолодания в утренние часы самокаты будут становиться недоступными для поездок. Они будут находиться на улицах города, но до улучшения погоды начать поездку на них будет невозможно. За время межсезонья все самокаты прошли глубокое техобслуживание. Часть запчастей, использовавшихся при ремонте, произведена на локальном производстве в России. Также в городе появятся самокаты новой модели — с улучшенными параметрами комфорта и безопасности управления", — рассказали "ДП" в пресс–службе сервиса Whoosh.
"МТС Юрент" тоже обновил свой флот, оборудовав самокаты поворотниками и улучшив характеристики управляемости и безопасности.
"Сервис снизил количество устройств, которые выведет на улицы города и области, до 12 тыс. (в сезоне 2024 года оператор стартовал с 15 тыс. самокатов). Это позволит оптимально распределить устройства по районам, не создавая столпотворения самокатов на парковках и не мешая пешеходам и водителям", — добавили в пресс–службе компании. При этом сервис намерен в 2 раза увеличить число скаутов, перемещающих устройства по городу, и в 1,5 раза — консультантов по безопасности, которые обучают пользователей правилам и фиксируют нарушения ПДД.
В пресс–службе "Яндекс Go" тоже рассказали о планах увеличить число полевых специалистов на 20%. Они не только расставляют самокаты, но и напоминают правила парковки, а также фиксируют нарушения — например, езду вдвоем или неспешивание на пешеходном переходе.
"В этом году в Петербурге заработает технология против езды вдвоём. Если на самокат встанет больше одного человека, устройство плавно замедлится до скорости пешехода (5 км/ч). Технология учитывает более 120 параметров движения, например угол наклона самоката при повороте или разницу в ускорении. Для этого алгоритм раз в 2 секунды считывает параметры через датчики и IoT–модуль, установленный в каждом СИМ", — добавили в компании.
Представители всех сервисов отмечают, что в условиях ограничений на передвижение по центру города кикшеринг будет более активно развиваться в Ленинградской области. Причём не только в городах — спутниках Петербурга, но и, например, в Отрадном, Никольском и Сертолово.
Только для взрослых
В сезоне 2025 года кикшеринги, скорее всего, ждут новые ограничения. Одно из самых обсуждаемых — обязательная верификация пользователей через портал "Госуслуги". Депутат Алексей Цивилёв, давно занимающийся темой регулирования СИМ в городе, подтвердил "ДП", что ещё в начале февраля направил в Комтранс предложение уже в 2025 году ввести верификацию пользователей кикшеринговых сервисов через "Госуслуги" и портал Единой карты петербуржца.
По его мнению, это позволит установить личность арендатора и повысит уровень ответственности пользователей за свои действия.
Кроме того, депутат допускает расширение перечня локаций, в которых движение СИМ стоит полностью запретить.
“
"Речь может идти о всех городских скверах и парках, а не только об отдельных очевидных объектах, которые упоминаются в соглашении. Совсем не уверен, что электросамокаты должны передвигаться по Марсову полю. Надо иметь в виду, что зелёные зоны — объекты благоустройства. Покрытие в них может быть не рассчитано на движение транспортных средств. Это касается и электротранспорта, на котором у нас передвигаются курьеры", — пояснил Алексей Цивилёв.
В разработанной по заказу Смольного Комплексной схеме организации дорожного движения о кикшеринге говорится следующее: "В целях повышения уровня безопасности участников дорожного движения на территории города необходимо внедрение зон с пониженным скоростным режимом, в которых устанавливается ограничение максимальной скорости средств индивидуальной мобильности на уровне от 5 до 15 км/ч. Для обеспечения безопасности пешеходов также требуется организация зон, в которых запрещено использование средств индивидуальной мобильности. В данный перечень должны быть включены в первую очередь крупные парковые зоны, общественные пространства и территории для отдыха".
То есть в перспективе "медленные" и запретные зоны для самокатов могут определяться уже не соглашением между бизнесом и властью, а, например, городским законом или постановлением.