Хаотичное движение: в Петербурге уменьшилось число арендных электросамокатов

В Петербурге сократилось число самокатов одновременно с их переездом на окраины

Из–за действующих с прошлого года ограничений в Петербурге стало меньше арендных электросамокатов. Спрос перераспределился на спальные районы и города–спутники. Кроме того, остро не хватает инфраструктуры — планы Смольного по строительству велодорожек сильно отстают от реальных потребностей.

Старт сезона в этом году вышел несколько скомканным. Изначально сервисы кикшеринга договорились с комитетом по транспорту, что начнут работать между 3 и 10 марта. 5 марта комитет рекомендовал компаниям отложить запуск в связи с плохой погодой и гололёдом. Сервисы вроде бы послушались, но буквально на следующий день всё же открыли прокат. Правда ненадолго — уже к вечеру выставленные на улицах самокаты снова стали недоступны для пользователей.
К выходным стороны договорились: самокаты будут доступны для аренды при сухой погоде и температуре воздуха выше +1 градуса. В дождь и снегопад сервисы будут отключать СИМ от системы. Таким образом, стартом сезона–2025 можно считать 8 марта.

Начали не торопясь

В этом году кикшеринг будет работать с теми же ограничениями, что были приняты в прошлом. Согласно подписанному в августе 2024–го соглашению между операторами и Смольным, определены 36 зон, где движение средств индивидуальной мобильности (СИМ) полностью запрещено (среди них парк 300–летия Санкт–Петербурга, Дворцовая и Разводная площади, улица Морского Десанта в Петродворцовом районе и т. д.), 175 городских локаций, где скорость ограничена до 15 км/ч и ещё семь — до 10 км/ч. В Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах действует транзитный режим — ездить на электросамокатах там можно, а вот парковать их нельзя. При этом сервисы по собственной инициативе договорились на первое время ограничить скорость до 15 км/ч на территории всего города.
"В случае значительных осадков или кратковременного похолодания в утренние часы самокаты будут становиться недоступными для поездок. Они будут находиться на улицах города, но до улучшения погоды начать поездку на них будет невозможно. За время межсезонья все самокаты прошли глубокое техобслуживание. Часть запчастей, использовавшихся при ремонте, произведена на локальном производстве в России. Также в городе появятся самокаты новой модели — с улучшенными параметрами комфорта и безопасности управления", — рассказали "ДП" в пресс–службе сервиса Whoosh.
"МТС Юрент" тоже обновил свой флот, оборудовав самокаты поворотниками и улучшив характеристики управляемости и безопасности.
"Сервис снизил количество устройств, которые выведет на улицы города и области, до 12 тыс. (в сезоне 2024 года оператор стартовал с 15 тыс. самокатов). Это позволит оптимально распределить устройства по районам, не создавая столпотворения самокатов на парковках и не мешая пешеходам и водителям", — добавили в пресс–службе компании. При этом сервис намерен в 2 раза увеличить число скаутов, перемещающих устройства по городу, и в 1,5 раза — консультантов по безопасности, которые обучают пользователей правилам и фиксируют нарушения ПДД.
В пресс–службе "Яндекс Go" тоже рассказали о планах увеличить число полевых специалистов на 20%. Они не только расставляют самокаты, но и напоминают правила парковки, а также фиксируют нарушения — например, езду вдвоем или неспешивание на пешеходном переходе.
"В этом году в Петербурге заработает технология против езды вдвоём. Если на самокат встанет больше одного человека, устройство плавно замедлится до скорости пешехода (5 км/ч). Технология учитывает более 120 параметров движения, например угол наклона самоката при повороте или разницу в ускорении. Для этого алгоритм раз в 2 секунды считывает параметры через датчики и IoT–модуль, установленный в каждом СИМ", — добавили в компании.
Представители всех сервисов отмечают, что в условиях ограничений на передвижение по центру города кикшеринг будет более активно развиваться в Ленинградской области. Причём не только в городах — спутниках Петербурга, но и, например, в Отрадном, Никольском и Сертолово.

Только для взрослых

В сезоне 2025 года кикшеринги, скорее всего, ждут новые ограничения. Одно из самых обсуждаемых — обязательная верификация пользователей через портал "Госуслуги". Депутат Алексей Цивилёв, давно занимающийся темой регулирования СИМ в городе, подтвердил "ДП", что ещё в начале февраля направил в Комтранс предложение уже в 2025 году ввести верификацию пользователей кикшеринговых сервисов через "Госуслуги" и портал Единой карты петербуржца.
По его мнению, это позволит установить личность арендатора и повысит уровень ответственности пользователей за свои действия.
Кроме того, депутат допускает расширение перечня локаций, в которых движение СИМ стоит полностью запретить.
"Речь может идти о всех городских скверах и парках, а не только об отдельных очевидных объектах, которые упоминаются в соглашении. Совсем не уверен, что электросамокаты должны передвигаться по Марсову полю. Надо иметь в виду, что зелёные зоны — объекты благоустройства. Покрытие в них может быть не рассчитано на движение транспортных средств. Это касается и электротранспорта, на котором у нас передвигаются курьеры", — пояснил Алексей Цивилёв.
В разработанной по заказу Смольного Комплексной схеме организации дорожного движения о кикшеринге говорится следующее: "В целях повышения уровня безопасности участников дорожного движения на территории города необходимо внедрение зон с пониженным скоростным режимом, в которых устанавливается ограничение максимальной скорости средств индивидуальной мобильности на уровне от 5 до 15 км/ч. Для обеспечения безопасности пешеходов также требуется организация зон, в которых запрещено использование средств индивидуальной мобильности. В данный перечень должны быть включены в первую очередь крупные парковые зоны, общественные пространства и территории для отдыха".
То есть в перспективе "медленные" и запретные зоны для самокатов могут определяться уже не соглашением между бизнесом и властью, а, например, городским законом или постановлением.

Дороги сплелись

Обсуждение, как в Петербурге будет работать кикшеринг, — часть куда более обширной дискуссии о том, что городу остро не хватает инфраструктуры для передвижения на СИМ. Велосипедисты твердили о том, что им не хватает специально выделенных дорожек ещё десятилетия назад, когда никаких электросамокатов на улицах не было и в помине. С тех пор велодорожки кое–где появились. Но темпы их создания явно отстают от темпов развития СИМ на порядок.
"В 2025 году в городе будет обустроено почти 7 км новых велодорожек. Всего до 2027 года в Петербурге запланировано размещение более 21 км веломаршрутов в Московском, Приморском, Пушкинском, Василеостровском, Красносельском и Фрунзенском районах. В настоящее время для любителей активного отдыха в Петербурге оборудованы 48 велосипедных маршрутов общей протяжённостью 154,07 км", — сообщили "ДП" в комитете по транспорту.
Эксперты сходятся в том, что велодорожки появляются, во–первых, слишком медленно, во–вторых, не там, где нужно.
"Для города с населением 5,6 млн жителей критически важно создать сеть более чем из 350 км велодорожек. Актуальные дефицитные зоны: Кировский район — практически отсутствующая инфраструктура; новые жилые массивы (Юго–Запад, Славянка) — потребность молодых семей; спальные районы (Купчино, Ржевка–Пороховые) — связка с метро", — подчёркивает член ассоциации "Пошли–поехали" Константин Мазеин.
Депутат Алексей Цивилёв обращает внимание на финансовый аспект проблемы.
"Реализация оценивается в 20 млрд рублей. Реально ли городу вложить эти средства в развитие велоинфраструктуры, которая не будет востребована круглогодично, — большой вопрос. Вы бы 6 марта на работу на велосипеде поехали? Хотя бы от метро? Готовы ли мы их делать с подогревом, регулярно убирать?" — заявил он "ДП".
В ассоциации "Пошли–поехали" считают, что развитие инфраструктуры должно быть комплексным. Существующие и новые маршруты велодорожек должны объединяться в единую связную сеть, обеспечивающую безопасное и удобное передвижение по всему городу. Параллельно с этим необходимо оборудование достаточного количества безопасных и удобных мест для парковки велосипедов и самокатов, особенно вблизи транспортных узлов, станций метро, коммерческих и общественных объектов. Кроме того, нужно работать и с людьми: информировать горожан о планах по развитию велоинфраструктуры и о темпах их реализации.
"Также необходимо обучать взаимодействию с незащищёнными участниками дорожного движения водителей автомобилей и общественного транспорта", — подчёркивает Константин Мазеин.
Нередко навигационная система работает неточно и сбоит. В результате самокат может внезапно замедлиться, что может быть опасно. Особенно это бывает вблизи границ зон ограничения. Пониженная скорость всё ещё достаточно высока, чтобы самокатчики создавали серьёзный дискомфорт на тротуарах. При этом точность геопозиционирования недостаточна, чтобы отличить движение по тротуару от движения по проезжей части или велодорожке. Будут ли расширяться зоны ограничений в этом году — пока неясно. Решения тут принимаются в ручном режиме, "на ходу". Темпы строительства велоинфраструктуры критически недостаточны. Реализация проектов занимает годы. Темпы нужно увеличить раз в пять, не меньше. Кроме того, велоинфраструктура в основном создаётся по принципу наименьшего сопротивления, то есть там, где её более удобно создавать, а не там, где она больше нужна. Создавая велодорожки на широких проспектах, мы привлекаем новых пользователей, но в результате они вынуждены пробираться по самым опасным местам, подвергаясь риску. Нужно понимать, что велоинфраструктура — это не прихоть велоактивистов, это актуальные требования законодательства и стратегических документов. Задача велоинфраструктуры — разделение потоков там, где движение велосипедистов и СИМ вместе с другими участниками движения слишком опасно и некомфортно.
Дмитрий Баранов
ведущий инженер бюро OTS Lab
В этом сезоне мы можем ожидать роста спроса на 10% на аренду электросамокатов, учитывая, что с каждым годом всё больше людей выбирают экологичные и удобные способы передвижения по городу. В прошлом году наблюдалось некоторое снижение спроса, возможно, из–за изменения погодных условий. Расширение зон с медленной скоростью является важным шагом для повышения безопасности как самокатчиков, так и пешеходов. Это позволит уменьшить количество аварий и конфликтов на тротуарах. Тем не менее важно также учитывать необходимость создания новых зон, где нельзя будет оставлять и арендовать электросамокаты, чтобы избежать их бесконтрольного размещения и сохранить удобство передвижения для пешеходов. На мой взгляд, для комфортного передвижения в Петербурге необходимо создать не менее 100 км новых велодорожек. Особенно не хватает инфраструктуры в таких районах, как Кировский, а также в центре города, где нерегулируемые потоки пешеходов и автомобилей создают дополнительные риски для велосипедистов. Для эффективного развития инфраструктуры необходимо создать сеть защищённых велодорожек, объединяющих ключевые точки города. Важно обеспечить доступность велопарковок вблизи общественного транспорта и популярных мест, а также проводить просветительские кампании для повышения осведомлённости о правилах дорожного движения среди всех участников.
Максим Колядов
руководитель по работе с физическими лицами компании "Страховой брокер AMsec24"
Обязательно нужно расширять зоны с медленной скоростью, причём значительно. Необходимо создать рациональную сеть велодорожек и велополос. Это позволит разделить потоки, чтобы участники движения не мешали друг другу. Кроме того, на мой взгляд, было бы целесообразно оборудовать веломаршруты, ведущие к периферийным станциям метро. А вообще главное — сформировать такую инфраструктуру, которая будет направлена в первую очередь на безопасность пешеходов.
Линда Рыжих
доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге
Если мы говорим про велоинфраструктуру, то очевидно, что она в первую очередь нужна в центре города. Но учитывая, что центр для кикшеринга превратился в транзитную зону, вероятно, с точки зрения власти приоритет будет на окраинах. Фактически у нас в центре города, а по сути, правильно было бы сказать, на окраинах этого центра, всего 40 парковочных мест. Я надеюсь, что кикшеринговые компании этот вопрос так или иначе поднимут. Насколько я знаю, и Whoosh, и "МТС Юрент", и "Яндекс" готовы за это платить достаточно хорошие деньги. С учётом того, что обычно те клочки земли, которые занимают кикшеринги, городу не приносят ничего.
Владислав Булгаков
транспортный аналитик