Спрос на авиаперевозки вернулся к росту после нескольких лет спада. Появляются новые направления внутри России, растёт число доставок из стран Азии. Участники рынка активно работают над повышением качества своих услуг.
В последний раз увеличение грузовых авиаперевозок было зафиксировано в стране по итогам 2021 года, когда отрасль выходила из кризиса, связанного с пандемией коронавируса. Но в 2022 году большая часть международных транспортных маршрутов оказалась закрыта, в результате спрос на доставки по воздуху упал в три раза. Сейчас он снова на подъёме.
По итогам 2024 года российские авиакомпании перевезли почти 489,4 тыс. т почты и грузов, сообщила Росавиация. Это на 4,7% больше по сравнению с 2023 годом. Также участники рынка отмечают, что наиболее популярными в прошлом году были перевозки из Центрального федерального округа на Дальний Восток и в Сибирь, на них пришлось 35% от общего объёма. При этом лидерами по темпам роста стали направления из Южного федерального округа в Дальневосточный (грузооборот увеличился в 5 раз по сравнению с 2023 годом), а также маршруты из Уральского в Приволжский округ и обратно (рост в 2,5 раза).
"В 2024 году российские авиаперевозчики смогли увеличить объёмы доставки грузов, кроме того впервые за два года увеличилась средняя дальность авиаперевозок, что привело к увеличению грузооборота воздушного транспорта. Основным драйвером роста грузооборота стали международные воздушные грузоперевозки. Расширение сотрудничества со странами Ближнего Востока и Азиатско-тихоокеанского региона способствовало увеличению грузопотока в данном направлении, в том числе с привлечением воздушного транспорта", — сообщает BusinesStat.
В компании "Деловые Линии" объём авиаперевозок в прошлом году вырос на 20% по количеству накладных и по тоннажу. "Активно развиваются направления доставки в города ЦФО, в частности с Дальнего Востока, Сибири и Урала, — рассказывает перевозчик. — В 2023 году мы запустили более 1500 направлений по этой географии, и в 2024 году спрос здесь увеличился более чем в два раза. Продолжается развитие авиаперевозок из разных городов РФ в города Дальнего Востока, поэтому в прошлом году мы открыли порядка 7000 направлений в удалённые и труднодоступные населённые пункты СФО и ДФО. Также компания постоянно сокращает сроки доставки. В прошлом году в сегменте воздушных перевозок доставка стала быстрее по более чем 5000 направлений по России и в ЕАЭС". Среди новых маршрутов у "Деловых Линий" отмечают и старт авиаперевозок из Армении.
Читайте также:
Торговля
Рынок доставки еды в России бьёт все рекорды
В международных доставках продолжает доминировать китайское направление, говорит заместитель исполнительного директора по авиационным перевозкам ACEX Москва Ирина Мурылева. Среди других направлений она выделяет Турцию, Индию и ОАЭ. "Грузовладельцы переориентировали свои контракты и подстроились под новую систему закупки товаров, тем самым расширив собственные возможности для пополнения складов. Это неизбежно привело к увеличению роста импортных перевозок", — объясняет эксперт.
Среди клиентов транспортных компаний — как предприятия, так и торговые фирмы, в частности, крупнейшие игроки рынка онлайн-торговли. Например, в Ozon авиасообщение используют для доставки заказов в Камчатский край, Магаданскую область, Якутию, Чукотку, Сахалин.
"Воздушный транспорт используется в случаях труднодоступности регионов, это могут быть как регулярные авиалинии и чартерные грузовые воздушные судна, так и малая авиация (лёгкие самолёты и вертолёты). Авиадоставка распространена на международных маршрутах между странами присутствия Wildberries", — рассказали в пресс-службе Wildberries.
Самолётом перевозят самые разные группы товаров. Среди наиболее популярных в ACEX называют электронику, оборудование, запчасти. Помимо роста спроса на данные категории, в "Деловых Линиях" также отмечают увеличение числа перевозок автомобильных шин и дисков, медицинских товаров, реагентов, а также грузов с температурным режимом. "В последнее время участились запросы на экспорт из РФ замороженной продукции", — рассказала Ирина Мурылева.
Стоит отметить, что возрастающие требования клиентов ставят перед участниками рынка актуальные задачи, над которыми они стремительно работают, чтобы ещё сильнее повысить привлекательность данного вида транспорта. Поэтому в сегменте стабильно появляются удобные сервисы и новые услуги. Например, авиаперевозки в формате аэропорт-аэропорт, когда клиент оформляет заявку на транспортировку, а затем привозит груз на терминал перевозчика в аэропорт. Отправка в таком случае осуществляется ближайшим рейсом. Услуга подходит для доставки ценных вещей, скоропортящихся товаров или медикаментов.
Также к современным нововведениям стоит отнести и страхование сроков авиаперевозки. При задержке доставки даже на один рабочий день от плановой даты готовности груза к выдаче клиент перевозчика может получить компенсацию в размере стоимости транспортных услуг.
Участники рынка уверены, что и в этом году индустрия грузовых авиаперевозок продолжит своё развитие. Компании будут открывать новые направления, предлагать новые услуги и сервисы. Это, в свою очередь, подстегнёт дальнейший рост объёмов перевозок.