Экономия на закупках: что мешает развитию рынка закупок в России

Кадровый вопрос и цифровизация стали главными вызовами для рынка закупок в РФ
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Рынок закупок в стране по итогам 2024 года превысил 40 трлн рублей. Для сравнения, доходы федерального бюджета — 36,7 трлн. Не менее половины оборота, по оценке ЕИС, приходится на регулируемый сегмент (в интересах государства или госкомпаний). Остальное составляют нерегулируемые, коммерческие закупки. И в данной отрасли чётко видны три проблемы: дефицит квалифицированных кадров, отсутствие глубокой цифровой трансформации и, как результат, низкая эффективность.

Как справиться с вызовами и добиться экономии за счёт сокращения неэффективных трат "ДП" обсудил с участниками круглого стола "Тренды в экономике, промышленности и закупках. Как сохранить динамику роста".

Автоматизация как импульс

Многие компании всё еще применяют консервативный подход к закупкам, полагаясь на электронную почту и прямые контракты с десятками и сотнями поставщиков в различных категориях. Для выполнения задач вынужденно содержат в штате большие отделы закупок, которые перегружены закупками малоценной и стандартизированной номенклатуры товаров, вместо создания стратегических партнёрств с ключевыми поставщиками и добавленной ценности бизнесу. Некоторые уверены, что такой подход максимально эффективен, а электронные площадки и дополнительные сервисы не добавляют эффективности закупочному процессу.
Но оптимизация затрат неизбежна из-за роста налогов, дефицита кадров, возрастающих расходов на логистику и высокой стоимости денег. И в первую очередь компании смотрят на сокращение накладных и административных расходов. Одной из важнейших статей и становятся операционные расходы на организацию процесса закупок.
Стоимость неэффективных процессов закупок, замораживание оборотного капитала в длинных циклах закупок, создание излишних складских запасов, излишнее администрирование и вместе с тем отсутствие должного контроля могут оказать существенное негативное влияние на прибыль и денежный поток компании.
"Производственные компании, крупные, средние или малые, согласятся, что примеры далеко не единичны, когда стоимость самого процесса закупки гораздо выше, чем стоимость закупаемого товара. Опыт доказал, что для достижения экономии единственным решением является реинжиниринг процессов и цифровизация, которые можно получить при использовании современных цифровых закупочных платформ. Она позволяет передать, например, функции закупок непосредственно на места, в цеха. Человек, которому нужно приобрести что-то, гораздо лучше, чем закупщик, знает, что нужно. И может сделать это так же просто, быстро и легко, как совершить покупку в своей частной жизни, — говорит генеральный директор ООО "Центр промышленных закупок" (Industrial.Market) Александр Антонюк. — На маркетплейсах естественным образом формируется ценовая конкуренция. Когда есть несколько поставщиков, предлагающих однотипные или одинаковые товары, то процесс фактически становится тендером в режиме реального времени. Повышается и операционная эффективность. Нет необходимости совершать закупки про запас и содержать большой склад материалов. При нынешней стоимости денег эффект получается гораздо более масштабный, чем год-два назад. Ремонтным бригадам, например, не нужно замораживать денежные средства в товарах, которые лежат на складе".
Некоторые участники круглого стола отметили, что поставщики начинают понимать, что заказчик может перевести закупочные процедуры на цифровые платформы для закупок, маркетплейсы.

Будущее за платформами

"Основные направления у нас, как на любом металлургическом заводе, — закупки основных и вспомогательных материалов, а также лома чёрных и легированных марок. Сейчас происходит внедрение 1С документооборота, что позволит автоматизировать процесс сбора заявок цехов, их согласование, планирование бюджета и процесс отбора поставщиков. Тем самым мы сократим срок от подачи заявки до поставки необходимых материалов на завод и сделаем его более прозрачным", — рассказывает менеджер по закупкам управления закупки материалов и энергоносителей металлургического завода "Петросталь" Анастасия Беляева. Пока же в компаниях стараются сократить сроки проведения закупок, делегируя принятие решений напрямую в подразделения.
"У нас закупки идут именно от людей, которым это необходимо. В первую очередь, от инженеров и конструкторов, они определяют, что им необходимо. Есть постоянные поставщики, есть привлекаемые", — говорит Алексей Комиссаренко руководитель отдела закупок ООО "ГЛАССКОН". "Никакой необходимости содержать отдельно отделы закупок нет, у нас технолог имеет право выбирать концентраты и добавки, которые мы используем в процессе производства. В закупках другая большая проблема. Мы очень сильно зависим от монополистов, которые производят сырьё, на основе которого мы производим продукцию, — комментирует финансовый директор ЗАО "НПК "Технолог" Анна Вихрова. — Из-за отсутствия конкуренции буквально находимся в западне. Они нам диктуют цены и свои условия, и мы, к сожалению, транслируем их далее своим покупателям".
Есть примеры, когда группа компаний не сталкивается с необходимостью закупок на внешних платформах. "Автоматизации в закупках как на маркетплейсах у нас нет. Потребности формируются ежемесячно на основе плана продаж, сколько будет продано в следующем месяце, и соответственно, уже затем всё просчитывается, сколько нужно тары, упаковки, сырья и так далее, — поясняет руководитель отдела закупок и логистики ГК "Лосево" Никита Колбин. — Рынок упаковки понятный. Нам главное, чтобы было ближе к производству, чтобы логистика была дешевле. И так как у нас своя транспортная логистика внутри города, то мы не зависим от доставки".
"Мы закупаем разную продукцию строительно-отделочные материалы, электрооборудование, металлопрокат, СИЗы, мебель, бытовые приборы и различный инструмент. Компания быстро прогрессирует, растёт, объём продукции значительно увеличивается. Возрастают и потребности в закупках. Хочется оптимизировать процесс, но нельзя потерять в качестве, это один из важнейших критериев в нашей работе", — отмечает ведущий инженер отдела материально-технического снабжения "МЛМ Невский Лифт" Ирина Иванова.
"У нас в закупках два направления, комплектация основного изделия и вспомогательные материалы. Заявки в основном с очень коротким сроком обработки. Мы движемся в сторону автоматизации, многие процессы настроены, но не все", — замечает начальник непрямых закупок ОМТО АО ВО "Электроаппарат" Ирина Сидорова.
"Наши заводы по всей России, все их обслуживает департамент закупок. И мы пошли по пути автоматизации, наладив процесс через работу с электронной торговой площадкой Industrial.Market, — рассказывает директор по закупкам ООО "ТД "Балтийский берег" Юрий Белодед. — На маркетплейс мы смотрим как на некий интерфейс, который помогает удобно и комфортно собрать информацию. В определённых спецификациях инженер может сам выбрать то, что ему надо, и доставят ему через неделю-две. Таким образом прежний цикл, по сути, сократили с двух месяцев". Цифровая трансформация позволяет высвободившийся ресурс сотрудника занять нетривиальными задачами, в том числе и импортозамещением.
"Мы автоматизировали внутренние процессы и сейчас идём к автоматизации полного цикла закупочной деятельности в нашем холдинге. И с внешними поставщиками работаем через B2B-маркетплейсы. Есть хорошие цифровые платформы, видна динамика цен по большой номенклатуре, всё прозрачно. Мы видим сроки, наличие на складах и в каких городах, что позволяет рассчитать логистику и как на ней сэкономить", — перечисляет руководитель отдела закупок и логистики АО "НПО "РИВС" Оксана Лактионова.
"Мы автоматизировали процесс настолько, насколько возможно, но, тем не менее, специальными порталами мы пока ещё не пользуемся. На маркетплейсах закупаем различный сортамент, для нас это металлопрокат, арматура и листы металлического катания. С одной стороны, удобно, да, есть ассортимент и цены, но часто не соответствуют фактической. В любом случае, чтобы получить актуальную информацию, надо позвонить или написать", — высказался руководитель отдела закупок "Фасткон" Егор Бондарь.
Участники круглого стола сталкивались с необходимостью приобретения повседневных товаров на популярных В2С маркетплейсах, но отметили трудности с документооборотом и дальнейшим бухучётом на таких площадках, не заточенных под бизнес-пользователей. Юридическое лицо одно, у продавца чаще всего другое, возникают и разночтения с НДС. "Очень сложный ворох бумаг и головная боль", — подчеркнул один из гостей. Крупные B2B платформы нивелируют эти нюансы, как и берут на себя проверку контрагентов и риски непоставок или неоплат.
Некоторые холдинги пошли по пути создания собственных платформ. "У нас большой холдинг, более 22 бизнес-единиц по всей России. С декабря мы начали работу по созданию собственного интернет-магазина. Заключаем договоры с компаниями, которые будут допущены к нему. Это позволит нам облегчить закупки инструментов, канцелярии, ИТ-оборудования, картриджей и прочих подобных запасных частей, — перечисляет начальник отдела закупок петербургского филиала ЦЕМРОС Владимир Семёнов. — Надеемся, что такие мелкие закупки позволят закупать непосредственно быстро и без дополнительных согласований".
Рынок покупок в B2C уже почти контролируется маркетплейсами. И бизнес развивается в том же направлении. Проникновение цифровизации в закупочных процедурах промышленности эксперты оценивают пока на уровне 5%. "Тренд проникновения маркетплейсов и цифровых решений для упрощения закупок в B2B неизбежен, и чем раньше компании начнут осваивать платформы, тем проще и гибче они будут себя чувствовать в современном мире", — резюмировал генеральный директор ООО "Центр промышленных закупок" (Industrial.Market) Александр Антонюк.