В Петербурге наметилось сглаживание сезонности — туристы едут в город уже не только посмотреть на белые ночи. Однако, чтобы зарабатывать на этом круглый год, бизнесу нужно расширять предложение.
Белые ночи, безусловно, остаются визитной карточкой Северной столицы. Однако в последнее время конец весны и начало лета, особенно периоды проведения Экономического и Юридического форумов, стали для туристов маркерами, когда в Петербург лучше не ехать, поскольку наблюдается рост цен на отели, экскурсии и прочие услуги. Немалая доля туристов это учитывает.
Впрочем, месяцем с самым низким турпотоком по–прежнему остаётся февраль, а летом фиксируются практически пиковые значения, которые может выдержать инфраструктура города.
Одного раза мало
По мнению экспертов, сильная сторона Петербурга состоит в том, что он не является городом единичного посещения. По данным комитета по развитию туризма, доля возвратных поездок по итогам 2024 года приближается к 50%. Увеличиваются и денежные поступления. Траты россиян в среднем составляют 56 тыс. рублей за поездку, у гостей из СНГ — 77 тыс., у прибывших из дальнего зарубежья — 122 тыс. рублей.
Заведующий Лабораторией управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург Валерий Гордин подтверждает, что становится всё заметнее регулярность поездок в город. Причём это касается не только москвичей, но и жителей отдалённых регионов.
“
"В связи с этим требования к турпродукту повышаются. Возвратным гостям не столь интересно посетить только Эрмитаж, Русский музей или Петергоф, поскольку в эти места ездят обычно в первый визит. Дальше актуальны становятся нишевые и персонализированные продукты, музеи второго ряда, рестораны с авторской кухней, крафтовые бары, интересные экскурсии", — подчёркивает Гордин.
Благодаря этому появляется предложение, которое учитывает индивидуальные интересы гостей. Соответственно, и размытие сезонности происходит благодаря бизнесу, расширяющему предложение. Компании стимулируют и расширяют спрос на турпродукт, прежде всего в относительно высокой ценовой категории.

Охота на праздники
Согласно данным сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip, за весь 2024 год доля Петербурга среди авиабронирований составляет 13% зимой и летом и 12% — весной и осенью. Кроме того, 10% ж .–д. заказов приходится на Северную столицу зимой и 11% — в период с весны по осень. По отельным заказам показатели практически одинаковы: по 15% зимой и летом и по 14% — весной и осенью.
“
"Город популярен вне зависимости от сезона и стабильно входит в тройку лидеров вместе с Москвой и Сочи. Однако осенью на отдых в Петербург едут чуть менее охотно. По данным бронирований, оформленных на период с февраля по апрель 2025 года, на город приходится 11,9% авиа– и ж .–д. билетов, а также 15% отельных заказов. По сравнению с прошлым годом доли практически не изменились. На высокий сезон в Северной столице уже оформлено 7,9% авиа–, 16,1% ж .–д. и 20% отельных заказов", — рассказала "ДП" руководитель пресс–службы OneTwoTrip Елена Шелехова.
В пресс–службе "Островка" отметили, что, судя по распределению спроса в течение года, лето всё равно остаётся пиковым сезоном: на июнь, июль и август приходится по 13% всех бронирований. В остальные месяцы загрузка распределяется более равномерно — от 6 до 9% как зимой, так и в межсезонье.
"Если зимой туристический поток поддерживают новогодние праздники, то в межсезонье он остаётся стабильным во многом благодаря культурным и развлекательным мероприятиям и гастрономическим возможностям. При этом мы отмечаем, что интерес к событийному туризму растёт: например, перед праздником “Алые паруса” в прошлом году спрос на размещение в Петербурге показал прирост на 20%", — поделились там.
Валерий Гордин обращает внимание, что кроме лета и зимы есть ещё три пиковых периода в году, когда туристы активнее едут в город на Неве: осенние и весенние школьные каникулы, а также майские праздники. Вероятно, скоро можно будет говорить о конкуренции этих периодов по активности с белыми ночами и новогодними праздниками.

Не только дворцы
Конечно, не каждый, кто покупает билеты на самолёт или поезд, едет в Петербург именно с туристическими целями — кто–то по делам или на учёбу. Не все из них живут в отелях или активно тратят деньги на посещение достопримечательностей и питание вне дома. Тем не менее, говоря непосредственно об индустрии гостеприимства, эксперты видят подвижки.
В компании "Интурист" считают, что важна роль делового потока. Всего в 2024 году Петербург с бизнес–целями посетили более 1,2 млн человек. Свой вклад вносят проводимые мероприятия различного уровня, в том числе концерты и гастроли востребованных артистов и спортивные события. Тем не менее в компании наблюдают, что пока "традиционный" туризм всё же подвержен сезонности. По данным туроператора, в 2025 году глубина продаж туров в город увеличилась. Заявки на майские заезды шли уже с ноября 2024 года, но максимум спроса всё равно придётся на летние месяцы и период белых ночей.
"В межсезонье прирост по турам в Петербург составил не более 2–4% в зависимости от дат заездов или остался на уровне прошлого года. На пиковые даты заездов и на летний сезон рост спроса всегда более яркий. В секторе бизнес–туризма динамика будет другой", — считают там.
Многое в индустрии гостеприимства зависит от погоды, и с ней бизнесу ничего не поделать. Поэтому компании со своей стороны стараются развивать турпродукты, в том числе предлагая поездки выходного дня, культурно–просветительские путешествия.
Всё более привлекательным становится сити–брейк–туризм — небольшие поездки, как правило, выходного дня. В Anex рассказали, что осенью и весной в спросе преобладают экскурсионные туры. "Согласно аналитике продаж, зимой едут чуть меньше (исключая новогодние каникулы). Мы можем подтвердить рост спроса в межсезонье, весной и осенью он явно есть. В эти периоды цены на отели, билеты и экскурсии ниже, что делает поездку более доступной", — отметили в пресс–службе компании.
В "Русском Экспрессе" тоже указывают, что сезонность достаточно заметна: с октября по середину марта (исключая период новогодних праздников) происходит заметный спад спроса. При этом с ноября по март активен бизнес–туризм, а также событийный туризм — гости приезжают в Петербург, чтобы посетить, например, определённую выставку или театральную постановку.
“
"В межсезонье поступает больше запросов на проведение мероприятий: конгрессов, корпоративных выездов и так далее. Основные причины спроса — выгодная стоимость и доступность для посещения популярных мест", — прокомментировали в пресс–службе.
По мнению представителей компании, чтобы быть всесезонным с точки зрения туризма, городу не хватает рекламы новых и современных объектов. У многих Северная столица ассоциируется только с романтикой белых ночей, разводными мостами и классическими достопримечательностями. Но город активно развивается, открываются интересные общественные пространства, такие как "Севкабель Порт", "Брусницын", "Каток у Флагштока", "Лахта Центр" и многие другие.

Спишите у соседа
В 2024 году Петербург посетили 11,6 млн туристов, однако актуален вопрос качества въездного потока. Иностранные путешественники составили в нём менее 8%, а гости из российских регионов не могут обеспечить такую же доходность бизнеса. В связи с этим возникает ситуация, когда средняя загрузка по году высокая, а операционные показатели ниже, чем в случае выраженного международного потока. Хотя по сравнению с 2023 годом в 2024–м рост международного въездного турпотока составил 46,2%, то есть тренд на восстановление прослеживается.
В качестве примера городов всесезонного туризма эксперты приводят Москву. Во многом это связано с созданием в городе комфортной городской среды, богатого событийного ряда, удобной логистики, наличием рекреационных зон и новых пространств.
По мнению заведующей кафедрой управления в сфере туризма и гостиничного бизнеса Президентской академии в Санкт–Петербурге, генерального директора Центра компетенций в сфере туризма и гостеприимства Санкт–Петербурга Марины Морозовой, Петербург тоже идёт в этом направлении. Активно развиваются пригородные рекреационные зоны, включая парки, заповедники и экотропы, что частично компенсирует восприятие города как менее зелёного по сравнению со столицей.
"Основные инструменты, которыми пользуются туристские дестинации, чтобы обеспечить качественный сбалансированный всесезонный турпоток, — насыщенный событийный ряд, разнообразие турмаршрутов, активное развитие делового туризма и поддержка и привлечение крупных деловых, культурных, спортивных мероприятий, удобная логистика и навигация. Если мы говорим о международном туризме, то визовая поддержка и комфортная языковая среда как минимум в гостиницах, ресторанах, магазинах и местах туристического интереса", — резюмировала Морозова.
“
Несмотря на то что мы по–прежнему говорим о сезонности, она стала не такой яркой, как была раньше. Свидетельство тому — цены на отели, которые в этом году, даже в межсезонье, снизились не так сильно, как это было в прошлом. Этой осенью число туристов, которые приехали в город, было велико. Причин несколько. Основная — активная реклама нашего города, в том числе в рамках совместных проектов с другими городами (например, с Москвой). Ещё одна причина — увеличение числа туристов в целом по стране. Люди стали больше перемещаться. Это общемировая тенденция после пандемии. Третья — активное участие в совместных акциях с соседними регионами (например, по проекту "Серебряное ожерелье России"). В этом случае многие приезжают к нам в город как в точку начала путешествия и остаются здесь на день–два. Нельзя не сказать и о музеях. Проходящие выставки привлекают туристов. Выделить только какой–то один фактор нельзя, скорее это эффект той работы, которая ведётся по комплексному продвижению туристских возможностей нашего города.

Михаил Ушаков
президент Национальной ассоциации туристско–информационных центров (НП "Наито")
“
Размытие сезонности связано с труднодоступностью заграничных направлений (сложная логистика, потребность в визах, высокий курс валют и т. д.), большой рекламной кампанией и желанием туристов побывать в городах России. Всесезонности способствует логистическая доступность, выбор средств размещения, наличие культурных, зрелищных и событийных мероприятий. Не стоит опасаться, что гражданам России надоест приезжать в Петербург, так как в любое время года в городе есть что посмотреть, чем заняться, куда сходить, узнать что–то интересное и новое.

Александр Флит
эксперт РСТ на Северо–Западе, генеральный директор туроператора "Ника"
“
Мы видим, что спрос в несезон, то есть в период с октября по апрель, увеличился. Однако всё же мы не можем говорить про размытие границ. Сегодня всё ещё чётко видны границы пиковых дат (июнь, июль, август) и дат полных провалов (ноябрь, декабрь, вторая половина января, февраль). Спрос на эти даты по сравнению с 2019 годом увеличился лишь на 2–3%. Знаю, что некоторые отельеры консервируют часть объектов на периоды самой низкой загрузки (постпраздничный январь, февраль, март до школьных каникул). Это достаточно ярко характеризует наличие сезонности в нашем городе.

Ольга Киселёва
генеральный директор гостиницы "Адмиралтейская"