Во втором сезоне подкаста "История по делу" мы рассказываем об инвестициях, которые повлияли на Петербург и всю остальную часть России. В первом эпизоде речь зашла об успехе династии Елисеевых. В этом тексте мы расскажем об уникальном здании на углу Малой Садовой улицы и Невского проспекта.
Этот выпуск подкаста мы делаем совместно с Группой компаний SKY TEAM — одним из ведущих объединений Петербурга в области проектирования объектов гражданского строительства.
Московский девелоперский успех
К началу XX века бизнес Григория Елисеева уже имел огромный успех. Поэтому дело требовало уникальных торговых площадей.
В 1901 году в Москве (на углу Тверской улицы и Козицкого переулка) Григорий Елисеев открыл роскошный гастроном, который стал "жемчужиной торговли" или, как его называли, "храмом потребления".
Под магазин выкупили 100-летнее здание архитектора Казакова, которое требовалось перестроить под большую и совершенно уникальную торговую площадь. Фасад наглухо зашили тёсом на 3 года. Имя нового владельца здания и планы относительно его использования держались в строжайшем секрете. Не было никаких вывесок, никто из прохожих не мог предположить, как будет выглядеть дом после реставрации и что в нём будет находиться.
Слухи ходили самые разные, а интригу держали до последнего момента. В день открытия были сняты торговые леса, в магазин запустили первых посетителей.
Внутреннее убранство ничем не напоминало продуктовую лавку. Скорее это был дворец аристократа. Изобилие деликатесов, хрусталь и учтивый персонал восхитили приглашённую публику и никого не оставили равнодушным. Такой подачи и такого качества продуктов невозможно было найти нигде: на ледяной подушке лоснились жирные остендские устрицы, отливали перламутром глубоководные морские гады. Пышные вестфальские окорока были уложены гигантским сердечком. Нежная спаржа утопала в пахучем соусе. Пудовые осетры, бочки с севрюжьей икрой, трюфеля, диковинные рыбки-анчоусы.
В Елисеевский магазин в Москве господа не отправляли кухарок, а предпочитали ходить сами.
При этом все дела Григорий Елисеев вёл честно и не давал взяток, считая, что они погубят Россию. К примеру, когда выяснилось, что московский магазин находится ближе к храму, чем полагается по закону для продажи алкогольных напитков, Григорий Елисеев не согласился дать взятку местному чиновнику.
Вместо этого он прорубил вход в подвал с торца здания. Там оформил винный погребок, и таким образом от нового входа в магазин с алкоголем до входа в храм получилось на несколько метров больше, чем установлено законом. Так купец получил право торговать винами. Это был вопрос чести.
В названии открывшегося в Москве магазина значилось: "Погреба русских и иностранных вин". А на церемонии открытия присутствовал князь Лев Голицын. Тот самый основоположник виноделия в Крыму и создатель производства игристого в Абрау-Дюрсо. Князя встречали как самого дорогого гостя и соратника.
Повторить успех в столице
После такого успеха в Москве в столице империи нужно было строить гастробутик не меньше.
Григорий Елисеев выкупил пятиэтажный дом конца XVIII века, стоявший на углу Екатерининской улицы (сейчас — Малая Садовая) и Невского проспекта, после чего решительно взялся за его перестройку под началом выдающегося архитектора и друга семьи Гавриила Васильевича Барановского.
Недавно на тот момент появившийся, но уже вошедший в моду стиль "модерн" был выбран не случайно — основной задачей авторов будущего торгового дома была перестройка фасада таким образом, чтобы ни один житель и гость столицы просто не смогли пройти мимо. Роскошное здание должно было притягивать потенциальных покупателей как магнитом только лишь одним внешним архитектурным убранством. Детали строительства держались в строжайшей тайне, как и в случае с московским Торговым домом. Под непроглядными лесами днём и ночью шли работы по облицовке фасада, перепланировке внутренних помещений и возведении роскошного внешнего убранства: огромные витражи, четыре скульптуры-аллегории работы Адамсона и сияющие витрины.
Фасад, который выходил на Невский проспект, Барановский оформил большой аркой. Витраж, занимающий несколько этажей здания на Невской стороне, создаёт впечатление огромной витрины, подчёркивает широкий и тщательно подобранный ассортимент товаров. Прямо над ней расположился горельеф в виде женской головы. Специально для здания скульптор Амандус Адамсон создал четыре статуи — "Промышленность", "Торговля", "Искусство" и "Наука".
Промышленность и торговлю олицетворяли римские боги Вулкан и Меркурий. В статуях Елисеевы решили показать достижения своей династии. По их просьбе у ног "Торговли" Адамсон разместил якорь, символ покорения морских путей. Он напоминал о том, что Елисеевы построили собственный торговый флот, чтобы быстрее доставлять заграничные товары в Россию.
Статую "Искусство" возвели, чтобы показать: купцы жертвуют много денег на благотворительность. А "Промышленность" и "Наука", по задумке заказчиков, символизировали новаторство. Елисеевы модернизировали своё производство, применяли самые современные на тот момент технологии.
Фасады Елисеевского магазина облицевали розовым камнем. Здание украсили растительные орнаменты, небольшие балконы прямо над витринами, кованые стебли и листья.
Внутри здание было декорировано зеркалами, бронзовыми светильниками, витражами и лепниной. Фактически торговый дом купцов Елисеевых стал первым в Петрограде прототипом современного торгового комплекса, так сказать, предвосхитил идею современного торгово-развлекательного центра.
На первом этаже располагались три торговых зала. На втором — Международный коммерческий и Русско-китайский банки. Там же Григорий Елисеев открыл Общедоступные коммерческие курсы. Лекции здесь читали известные экономисты и предприниматели. Они рассказывали, как открыть и развить своё дело.
Ещё в одном зале проводили спектакли и концерты. Здесь была своя театральная сцена, партер на 480 мест и три ложи.
На третьем этаже открылся личный ресторан Елисеевых. В нём первое время обедали только члены торговой династии, их родственники и друзья. В подвале владельцы устроили винный погреб и склад, установили новейшие на тот момент холодильники.

Здание торжественно открыли и освятили 7 сентября 1903 года. На церемонию для освящения магазина впервые в истории принесли икону Казанской Божией Матери из Казанского собора.
Примечательно, что современники считали здание чужеродным, иронично называли его "купеческими чертогами" или "тортом". Сама идея привлечь покупателей не только первоклассным сервисом и высочайшим качеством товаров, но и самим внешним видом торгового дома была, безусловно, успешной. Однако многие современники посчитали дом слишком вычурным. В прессе его прозвали "купеческим модерном". Елисеевых критиковали за то, что дом их товарищества слишком выделялся на фоне застройки Невского проспекта. В то же время неподалёку открылся дом компании "Зингер". Поэт Георгий Иванов назвал оба здания "монстрами": "На Невском, как грибы, вырастали одно за другим "роскошные" здания — настоящие "монстры", вроде магазина Елисеева или дома Зингера".
Доставка и поштучные дольки мандарина
Елисеевский магазин пользовался огромной популярностью. Примечательно, что в ХIХ веке экзотические фрукты стоили очень дорого и человек среднего достатка в России не мог позволить себе купить даже один мандарин. Елисеевы придумали выход из положения — они впервые стали продавать мандариновые, апельсиновые дольки и кусочки ананаса, завёрнутые в фантики, как конфеты!
Слух об этом распространился быстро, люди спешили попробовать незнакомые лакомства, а заодно приобретали и другие товары. Также Елисеевы открыли производство мармелада, варенья, цукатов.
Магазин стал воплощением многих новаторских идей, например здесь использовались слайсеры для нарезки колбасных деликатесов — диковинка начала XX века. Также продавали сопутствующие съестным товары — например, хрусталь баккара, которым можно было украсить стол.
Средний чек Елисеевского до революции составлял от 15 до 25 рублей. То есть более 50 тыс. на наши деньги. Для сравнения: средняя зарплата рабочего в Санкт-Петербурге к 1914 году насчитывала 22 рубля 53 копейки.
Елисеевы работали не только сами, всей семьёй, включая детей — под их началом трудились семьи многих рабочих. Хозяева всячески заботились о сотрудниках, а также уделяли внимание благоустройству города — создавали больницы для бедных, дороги, красивые доходные дома, возле которых всегда была ухоженная территория. В одном из таких домов в пять этажей был установлен первый в Санкт-Петербурге лифт. На зданиях, принадлежавших Елисеевым, размещался их семейный герб, что служило рекламой всего фамильного дела и самого рода.
В начале XX века торговый дом Елисеевых имел в Санкт-Петербурге два автомобиля, которые использовались для развозки продуктов по городу. Доставку из магазина на Невском проспекте мог заказать любой покупатель. Естественно, все продукты были свежими и самого высокого качества. При этом избавляться от непроданных товаров не было необходимости.
После закрытия магазина приказчики, служащие и грузчики собирались вместе, ели апельсины, персики, маракуйю и папайю, срок годности которых подходил к концу.