Бывший завод Toyota в Шушарах уже 3 года пребывает в замороженном состоянии. Анонсированные проекты по перезапуску площадки до сих пор не реализованы, но предприятию начали подыскивать персонал.
Японский автопроизводитель продал петербургский завод весной 2023 года ФГУП "НАМИ". Год назад актив передали государственному бренду премиальных авто Aurus, а в июне 2024–го компания подписала соглашение со Смольным о развитии автомобилестроительного кластера.
Производство планировалось запустить в сотрудничестве с зарубежным партнёром до конца 2024 года. Сообщалось, что переговоры велись с китайским Hongqi. Однако по сей день проект не реализован.
В пиар–службе Aurus не ответили на вопрос "Делового Петербурга" о том, планируется ли ещё наладить производство в Шушарах. Судьбу площадки также не смогли прояснить во ФГУП "НАМИ" и городском комитете по промышленной политике.
Зато ответ даёт кадровая служба Aurus. На сервисе hh.ru у компании открыто пять вакансий в Петербурге. Бренд ищет инженеров по экстерьерам и интерьерам "для новых и текущих моделей", ведущего инженера по электрике и электронике автомобиля. В вакансиях указано, что место работы располагается в Шушарах, в пешей доступности от метро, — под описание точно подходит завод Toyota.
Кроме того, требуются менеджер по исследованиям и разработкам в области электрики и электроники, а также менеджер шасси. Четыре вакансии были открыты в середине марта, одна — в конце февраля.
На прошлой неделе стало известно, что концерн ВКО "Алмаз–Антей" не станет заниматься проектом электрокара E–Neva, производство которого также предполагалось наладить на бывшем заводе Toyota. По версии источника "Коммерсанта", разработки по E–Neva "схлопнулись" именно после того, как предприятие отдали Aurus.
В прошлом году продажи машин Aurus выросли со 115 до 121, следует из данных "Автостат–Инфо". При этом в Петербурге спрос, напротив, упал на 22%, до семи авто, сообщил в своём телеграм–канале автоэксперт Денис Гаврилов. По его словам, отечественные люксовые автомобили уступили зарубежным конкурентам, поставляющимся по серому импорту, — Rolls–Royce и Bentley.
Сейчас модельная линейка Aurus представлена седанами Senat, Senat Long, Senat Limousine и внедорожником Komendant. Основное производство располагается в Татарстане. В 2029 году бренд планирует запустить новую водородную версию Aurus Senat, причём она, как заявляли во ФГУП "НАМИ", должна быть не дороже бензиновых или дизельных аналогов.
Производственная мощность петербургского завода Toyota составляла 100 тыс. автомобилей в год. Ранее эксперты в разговоре с "ДП" оценивали, что Aurus может загрузить предприятие лишь на четверть. Объяснение этому довольно простое: люксовые авто — продукт далеко не массовый. Оставшиеся мощности в теории могла бы освоить сама Toyota.
В СМИ уже курсировали слухи о возвращении японцев на российский рынок. Впрочем, в публикациях сообщалось лишь об официальных продажах машин, но не о возобновлении производства. Против этого говорит то, что предприятие было продано без опциона на обратный выкуп.