Новый круг приватизации ждёт Россию

Автор фото: Валентина Свистунова / архив "ДП"
Глава Минфина Антон Силуанов 18 марта анонсировал "большую приватизацию" госимущества, отметив, что пришло подходящее время, чтобы вновь поставить этот вопрос на повестку дня. Ранее Минфин предлагал вернуться к вопросу большой приватизации перед Петербургским международным экономическим форумом (ПМЭФ) 2023 года, но с тех пор, как выразился замминистра финансов Алексей Моисеев, "произошла усушка".
От изначального списка из 30 крупных госкомпаний в перечне на приватизацию осталось только семь. Их приватизация намечена на 2026 год, а бюджет, как ожидается, может получить от 100 млрд до 300 млрд рублей (при поставленной цели выручить 1 трлн от продажи госактивов к 2030 году).
Насколько амбициозной объявленная приватизация окажется на практике, пока сказать сложно. Перечень компаний и отрасли, где они работают, Минфин не называет: мол, все сразу догадаются, о каких госактивах идёт речь, а официального решения пока не принято. В правительство список из семи компаний уже направлен, но пока не утверждён.
Осторожность чиновников понять можно: Минфин периодически ставит вопрос о приватизации, но всякий раз сталкивается с противоборством отраслевых ведомств — со своими ключевыми активами расставаться мало кто хочет.
Да и само возвращение к вопросу о "большой приватизации" уже всколыхнуло общество: в Госдуме зазвучали комментарии политиков о "приватизаторах 1990–х", а дискуссия приобрела политический окрас.
Впрочем, после ПМЭФ–2023, где тоже звучали речи о "большой приватизации", в том числе предложения главы ВТБ Андрея Костина о "перезапуске" программы приватизации и разъяснения о том, что "государству лишнего не надо", а приватизационные процессы могут идти в разной форме, в практическую плоскость предложения так и не перешли.
Теперь, спустя 2 года, ситуация может и измениться. Президент РФ Владимир Путин на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей отметил, что, хоть и "сто раз" обсуждали приватизацию", эти вопросы в России необходимо обсуждать, пока они не будут решены окончательно.
Так что, похоже, новой публичной дискуссии о приватизации ключевых госактивов дан старт.