Зарядки для электромобилей в России начнут работать быстрее

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Длительность зарядки электрокара остаётся одним из главных минусов этого вида транспорта. С развитием технологий он может быть устранён.

Публичное акционерное общество "Элемент" до конца года запустит первое в России серийное производство силовых модулей на 30 и 40 кВт для быстрых электрозарядных станций, используемых для зарядки электромобилей. В этом году планируется выпустить первую партию — 1 тыс. изделий, а в 2026–м предполагается выйти на проектную мощность 10–15 тыс. модулей в год.
Проект на территории Москвы реализует дочернее ООО "Элемент–Технологии". Компонентную базу для продукции предоставят другие предприятия группы.
ГК "Элемент" объединяет порядка 30 предприятий, занимающихся разработкой и производством микроэлектроники. Одна из производственных площадок располагается в Петербурге, будет ли она участвовать в проекте зарядок для электрокаров — в компании не уточнили.
Также в группе не ответили на вопрос, насколько быстро будут заряжать станции, оснащённые выпускаемыми модулями. Накануне китайский автопроизводитель BYD презентовал систему ультрабыстрой зарядки Super e–Platform мощностью 1 МВт. В компании заверяют, что на зарядку электромобиля устройством уйдёт столько же времени, как на заправку бензином обычного авто. После пятиминутной зарядки электромобиль сможет проехать около 400 км.
По данным агрегатора зарядных станций Charby, на ноябрь 2024 года в России насчитывалось порядка 8 тыс. зарядок. Большинство из них — маломощные устройства, работающие на переменном токе.
Как сообщили в ООО "Зарядные станции “Яблочков”", в РФ в основном выпускаются быстрые зарядки мощностью от 60 до 200 кВт для электрокаров и 300 кВт для электробусов. Единично на рынке представлены станции по 400 и 450 кВт. Стоимость начинается от 100 тыс. рублей за медленные устройства 7–11 кВт, цена зарядки 150 кВт достигает 4 млн рублей.
"Перспективы сокращения времени зарядки до уровня, сопоставимого с заправкой бензином, уже становятся реальностью. Сегодня ультрабыстрые станции мощностью от 150 кВт, представленные на рынке, способны зарядить авто за 20–30 минут. Появляются и более мощные продукты, например зарядный хаб мощностью 400 кВт способен заряжать электромобили всего за 10–15 минут. Это уже близко к времени, которое водители тратят на АЗС, — объясняет директор по развитию бизнеса “Яблочкова” Даниил Сиволожский. — Тем не менее важно понимать, что скорость зарядки зависит не только от мощности станции, но и от возможностей самого электромобиля. Современные модели с поддержкой ультрабыстрой зарядки могут эффективно использовать такие мощности, но не все электромобили на рынке пока готовы к этому".
По словам гендиректора Sitronics Electro Андрея Гурленова, сейчас большинство электрокаров заряжаются за 30–40 минут, а 99% машин в мире имеют архитектуру батареи 400 В, а значит даже на ЭЗС мощностью 150 кВт в пике примут только 100 кВт.
"Компания BYD — это в первую очередь эксперт в батареях, они разработали архитектуру 1000 В и ячейки, которые принимают токи выше номинала. Так что наша зарядная инфраструктура уже готова и мощность будет увеличиваться по мере распространения электромобилей с новым видом батарей, — отмечает Андрей Гурленов. — Силовые компоненты для электромобилей с напряжением выше 400 В существенно дороже, всё больше производителей переходят на архитектуру 800–1000 В, мы ожидаем, что в ближайшие 3 года доля электромобилей в России с высокой скоростью заряда достигнет 10–20%".

Зарядки в ЖК

Справочник 2ГИС показывает в Петербурге порядка 370 зарядок для электрокаров. Городской комитет по транспорту в прошлом году получил полномочия по созданию и эксплуатации электрических зарядных станций.
"Первые станции планируется построить и запустить в эксплуатацию на городских автостоянках в Кронштадте и Шушарах в текущем году", — заявили в ведомстве.
Кроме того, Смольный изучает вопрос размещения зарядок в жилкомплексах. Комитет по промышленной политике ведёт переговоры с Минпромторгом о присоединении к соответствующей программе субсидирования, сообщал в феврале вице–губернатор Валерий Москаленко. Предполагается, что зарядки в жилых комплексах будут переданы на баланс "Ленэнерго", а к развитию сети власти хотят привлечь бизнес.
"Электромобилисты хотят тратить время эффективно, а развитие инфраструктуры — ключ к решению этой задачи. Поэтому будущее за зарядными хабами — “интеллектуально нагруженными” комплексами, которые состоят из нескольких мощных зарядных станций, объединённых общей системой управления. Такой хаб способен распределять энергию между четырьмя и более транспортными средствами по наиболее эффективному сценарию, что делает его идеальным инфраструктурным решением для загруженных дорог", — отмечает Даниил Сиволожский.