Тонкости налогообложения стали главным запросом петербургского бизнеса к юристам

Автор фото: Валентин Беликов / "ДП"

Тонкости налогообложения — наиболее частый запрос бизнеса к юристам. Предприниматели хотят знать, какие проблемы возможны при дроблении бизнеса, когда владельцам и топ–менеджменту грозит субсидиарная ответственность. Снять часть вопросов "ДП" удалось в ходе делового завтрака с участием бизнесменов, юристов и налоговиков.

Начнём с дробления. В минувшем году в отечественном законодательстве были закреплены такие понятия, как "дробление" и "отказ от дробления бизнеса", но считать это абсолютной новеллой не стоит, ведь ранее эти термины встречались в судебной практике по налоговым спорам.

Лучше не делиться

Само по себе дробление не является нарушением. Иначе как бы в России существовали, к примеру, холдинговые структуры? И.о. заместителя руководителя городского управления ФНС России Евгения Шабодо приводит пример "вынужденного дробления", нередко встречающийся в общепите. Существует кафе, зарегистрированное на индивидуального предпринимателя. Для продажи алкоголя необходима лицензия, но её может получить только юрлицо. Поэтому ИП на базе своего кафе вынужден создавать ещё и отдельное юрлицо с кассами, персоналом, чеками и т. д. В данном случае вроде бы и дробление, но оно не приводит к занижению налоговой базы, резюмирует Евгения Шабодо.
Незаконное же дробление преследует другие цели. Это сохранение прав на льготные режимы налогообложения, сохранение статуса МСП, применение льгот по НДС и сокрытие реального дохода.
Отметим, что налоговики трактуют понятие "дробление" шире. Чаще всего фигурирует такая схема: бизнес, используя льготные режимы налогообложения, занижает налогооблагаемую базу. "Я бы всё–таки несколько расширила это понятие, — говорит Евгения Шабодо. — Есть налогоплательщики, находящиеся на общей системе налогообложения, но при этом использующие такую схему: имущество выводится на одну организацию, риски — на другую и т. д. Вплоть до того, что персонал — на одной, техника — на другой, это всё так же является для нас дроблением".
Как же налогоплательщику оценить свои риски и грамотно изменить структуру бизнеса? Сегодня в практике могут быть распространены два подхода. В первом случае бизнес пытается "замаскировать" признаки дробления, во втором — добровольно отказывается от таких схем. Однако мало выявить признаки дробления, необходимо просчитать весь бизнес, чтобы понять, какую систему управления и налогообложения выгоднее выбрать.
В методических рекомендациях ФНС России указаны варианты отказа от дробления.
"Мне импонирует такой — оставить одну организацию и прекратить действие остальных, — говорит Евгения Шабодо. — Или же перевести их в обособленное подразделение. Либо реорганизация и объединение. Это занимает 4–5 месяцев, но при этом лучше сразу их перевести на общую систему налогообложения и уже дальше объединять. Объединение в том числе связано с тем, что имущество каким–то образом нужно соединить в одно юридическое лицо. Трудоёмко, но, на мой взгляд, правильно".

Успех в реализации

"Если вы задаёте себе вопрос: может ли компания А существовать без компании Б и ответ скорее нет, чем да, то, скорее всего, у вас присутствуют критерии незаконного дробления бизнеса, — обращает внимание советник по налоговым вопросам юридической компании “ССП–Консалт” Нина Байбородина. — Три критерия отличают структурирование бизнеса от незаконного дробления — это деловая цель, независимость субъектов предпринимательской деятельности и экономическая эффективность".
Деловая цель — это любые неналоговые причины, позволившие принять решение о разделении бизнеса либо о создании нескольких юрлиц. К примеру, рост компании привёл к выделению в отдельное юрлицо перевозки товара до клиента. Что это? Это масштабирование бизнеса, привлечение новых клиентов. Кроме того, бизнес может делиться по географическому признаку. Выделяются непрофильные функции — больше, наверное, в целях оптимизации бизнес–процессов, но в некоторых случаях это позволяет снизить себестоимость товаров или услуг, иногда выделяют производство, административные, управленческие и иные функции.
Второй критерий — независимость участников бизнес–процесса, что важно доказать налоговой службе. Чем больше перекрёстных факторов у субъектов единого производственного процесса, тем больше вероятность, что к этому бизнесу придёт налоговый орган. Поэтому, находясь в разных офисах, арендуя и оплачивая свои офисные помещения отдельно и самостоятельно, соответственно, бизнес доказывает свою независимость от иных участников этого бизнес–процесса.
Компания должна обладать собственными ресурсами. Если она занимается производством, у неё должны быть производственные мощности. Финансовая автономность. "Это опять же про то, что я сам зарабатываю, сам оплачиваю свои расходы, сам несу риски за свой бизнес", — поясняет Нина Байбородина.
Эксперт иллюстрирует свой тезис кейсом сети кофеен, каждая из которых как отдельное юрлицо располагалась в разных регионах страны. Каждое юрлицо этой сети самостоятельно закупало молоко, выплачивало зарплаты сотрудникам, арендовало отдельные офисы и торговые точки. Однако! Стаканчики для кофе закупало только одно юридическое лицо и безвозмездно перераспределяло их по всей группе компаний. Никто из участников не смог подтвердить самостоятельную закупку стаканчиков. И вот этот, казалось бы, незначительный, но такой важный в совокупности с другими обстоятельствами факт позволил налоговому органу установить: в такой организации работы есть схема дробления бизнеса.
И третий кит — экономическая эффективность. Эксперт выделяет такой критерий, потому что считает его результатом деловой цели. По мнению Нины Байбородиной, мало просто назвать ФНС деловую цель, важно подтвердить её. А подтверждается она увеличением налоговых платежей, ростом показателей деятельности компании, оптимизацией бизнес–процессов и повышением эффективности управления.
При этом задача налогоплательщика — показать и объяснить не словами, а документами и доказательствами, резюмирует эксперт и советует провести налоговый аудит. "Но мало просто получить этот аудит и ознакомиться с ним. Это только 50% успеха. Оставшиеся 50% — в реализации тех самых рекомендаций, которые будут вам даны экспертами. Без реализации успеха не будет!" — подчёркивает Нина Байбородина.

Соответствие договора факту

"При выявлении в деятельности группы зависимых лиц признаков схемы “дробления бизнеса” проверяющим, по сути, необходимо ответить на один вопрос: злоупотребил ли налогоплательщик предоставленным правом применения специального налогового режима?" — рассуждает специальный советник по налоговым вопросам коллегии адвокатов Pen & Paper Андрей Локис.
Для ответа на этот вопрос проверяющие уже на стадии предпроверочного анализа, но преимущественно в ходе выездной проверки исследуют и оценивают фактические обстоятельства, индивидуальные особенности ведения хозяйственной деятельности, особенности корпоративной структуры, порядок принятия управленческих решений и пр.
"Налогоплательщик должен доказать не только наличие деловой цели в применении той или иной бизнес–модели или выбора соответствующей структуры бизнеса, но и хозяйственную самостоятельность зависимых лиц, — подчёркивает Андрей Локис. — Например, в части принятия решений организационного, правового, финансового, экономического характера".
При этом, отмечает эксперт, среди прочих определяющее значение имеют доказательства, которые связаны с содержательностью позиций не только ключевых должностных лиц организации — директора, главного бухгалтера, их заместителей, бенефициаров, но и иных сотрудников, например, в части объёма и границ своего функционала (зона ответственности), оснований доступа к бухгалтерской программе, банковским счетам и пр.
"Налогоплательщику необходимо обеспечивать соответствие документально заявленных обстоятельств фактическим, — говорит Андрей Локис. — То есть то, что отражено в документах, должно совпадать с хозяйственными обстоятельствами (фактами)".
В качестве примера эксперт приводит ситуацию в одной из сетей спортклубов. Примерно 25–30% персонала состоят в трудовых отношениях с юрлицом, ещё порядка 35% ранее состояли в трудовых отношениях, но затем они стали предпринимателями. И оставшиеся примерно 35% предпринимателей были привлечены в качестве таковых к оказанию спортивных услуг в короткий промежуток времени. При исследовании обстоятельств выясняется: весь тренерский состав поочерёдно уходит в отпуска, в том числе и предприниматели — пишут заявления, заносят себя в график отпусков после согласования с руководством сети, предприниматели дежурят в клубах в качестве инструкторов наравне со штатными специалистами. То есть предприниматели документально состоят в гражданско–правовых отношениях с клубами, а по факту — ничем не отличаются от своих коллег, являющихся наёмными работниками (включая использование универсальной формы одежды, бейджей с персональными данными и пр.).
Автор: Валентин Беликов / "ДП"
Автор: Валентин Беликов / "ДП"

Говорите, вас слушают

Среди проблемных точек, безусловно привлекающих внимание ФНС, партнёр бюро юридических стратегий Legal to business Дарья Филина отмечает подмену трудовых отношений гражданско–правовыми договорами, в том числе договорами с самозанятыми, и бумажный НДС. При этом она обращает внимание — основное количество уточнений налоговых деклараций и, соответственно, доплат в бюджет происходит именно по результатам предпроверочного анализа и камеральных налоговых проверок. "Это значит, что налоговый орган качественно работает с бизнесом, не доводя ситуацию до выездной налоговой проверки. Поэтому есть шанс на диалог и возможность в рамках предоставления пояснения, в рамках комиссий ФНС доказать обоснованность своих доходов и расходов", — считает Дарья Филина.
Эти выводы эксперт подкрепляет статистикой. Так, в 2022 году юрлица обжаловали 2,5 тыс. решений налоговиков. И примерно треть из них налоговым органом была удовлетворена. В то же время в 2022 году велось примерно 172 крупных налоговых спора в арбитражных судах. И в 80% случаев суд всё–таки встал на сторону налогового органа.
"Обратите внимание: досудебное обжалование — во многом более эффективный инструмент, чем судебное", — подчёркивает эксперт.
Дарья Филина выступает против распространённой в бизнес–среде позиции: не излагать свои аргументы фискальному ведомству на стадии предоставления возражения или при обжаловании в вышестоящий налоговой орган, а приберечь их до суда.
Такая практика является ошибочной. И вот почему. Во–первых, скорее всего, арбитражный суд не примет доказательную базу бизнеса. Во–вторых, такой подход негативно сказывается на общем образе налогоплательщика. В–третьих, инспекторы прислушиваются к аргументации налогоплательщика.
"Не стоит бояться раскрывать свои карты — в разумных пределах, естественно", — рекомендует партнёр Legal to business и напоминает о судебной практике по налоговым спорам. В текущих реалиях суды крайне неохотно снижают размер налоговых доначислений, что видно при сравнении практики 2022 и 2024 годов. Если в 2022–м снижение было возможно примерно более чем на 3 млрд рублей, то в 2024 году — примерно на 180 млн.
Досудебное обжалование базируется на трёх китах. Первое — контроль сроков. Пропуск срока предоставления возражений или ответа на требования налогового органа негативно скажется на дальнейшей позиции компании. Второе — это привлечение специалиста. При этом важно как можно раньше определиться, нужен ли компании специалист в сфере налогов. Чем раньше начнётся проработка позиции со специалистом, тем раньше в налоговый орган компания предоставит документы, которые его удовлетворят и позволят снизить риски компании. И третье — анализ документов налогового органа, в первую очередь акта проверки и требования. Он позволяет компании сформировать возражения как по существу, так и по процедуре.

Цена риска

Как показывает практика последних 3 лет, городское управление ФНС ежегодно принимает участие примерно в 2 тыс. корпоративных банкротств. По словам начальника отдела обеспечения процедур банкротства городского УФНС Светланы Глусской, на 1 января этого года долг петербургских компаний, в отношении которых инициированы процессы о несостоятельности, перед бюджетом — 57,4 млрд рублей.
Однако привлечение к субсидиарной ответственности бенефициаров бизнеса и топ–менеджмента компаний, контролирующих должника лиц (КДЛ), — это исключительный механизм.
Так, за 2023–2024 годы петербургским управлением ФНС России подано всего семь заявлений о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности. Четыре заявления ещё рассматриваются, три уже рассмотрены. При этом в двух процессах, размер задолженности по которым составлял порядка 100 млн рублей в каждом случае, долги перед бюджетом были погашены во время судебного разбирательства. В третьем же деле взыскано 3 млн рублей, это решение оставлено в силе кассационной инстанцией.
"Мы не подаём заявление о банкротстве для того, чтобы ввести процедуру, для того, чтобы обанкротить налогоплательщика. Нашей целью является именно заявление о субсидиарной ответственности КДЛ, когда мы установили недобросовестную схему ведения бизнеса", — поясняет Светлана Глусская.

Сложности перевода

Блокирующие санкции США и Евросоюза в отношении российских банков и их отключение от SWIFT, закрытие российских "дочек" мировых банков и риски вторичных санкций — вот краткий перечень обстоятельств, создающих отечественному бизнесу проблемы в проведении международных платежей. В первую очередь сложности возникают с евро и долларами, но и "условно нейтральные" валюты при проведении платежей европейским контрагентам могут вызвать проблемы, обращает внимание старший юрист Консультационной группы ТИМ Юлия Догадина.
"У бизнеса есть две опции: найти российского платёжного агента (возможно, это будет немного дороже, но понятнее для отечественных предпринимателей) или проверенного агента за рубежом", — советует эксперт.
Как правило, агенты действуют по своей форме договора. В этой ситуации следует обратить внимание на некоторые условия и по ним вести переговоры. По мнению Юлии Догадиной, важно согласовать срок исполнения обязательства агентом: в течение какого времени он должен провести платёж, в течение какого времени российская компания должна заплатить ему. Также можно согласовать курс валюты или способ его определения (формулу), действия на случай возникновения проблем следует согласовывать обязательно!
"Это так называемые страховочные условия, — говорит старший юрист Консультационной группы ТИМ. — Очень быстро меняются системы, очень быстро одни банки перестают работать, начинают работать другие, необходимо предусмотреть условия того, какие действия предпринимает каждая сторона (и агент, и компания) в случае, если банк, по которому изначально предполагалось провести платёж, не примет его. Также необходимо предусмотреть ответственность агента, порядок возврата денежных средств, если платёж будет заморожен или каким–либо образом остановлен в иностранной юрисдикции. Применимое право и подсудность — это также очень важные условия договора, от которых зависит, насколько оперативно и с какими затратами вы сможете вернуть денежные средства".
Такой тщательный подход к документальному оформлению работы с платёжным агентом убережёт компанию от рисков: например, если есть необходимость в уплате налога при проведении такой операции, а налог не будет уплачен ни в России, ни за рубежом, то будет сложно объяснить, почему компания не удержала его в России.
Ещё важно помнить про обязанность по подаче налоговых расчётов по доходам, выплаченным иностранным организациям. ФНС рекомендует указывать все суммы, которые хотя бы теоретически могут быть квалифицированы как доход от источников в РФ. Поэтому проще подать расчёт, чем не подавать его.
Цена неподачи расчёта, если закон обязывает сделать это, очень высока. Во–первых, с 1 июня 2024 года можно получить приостановку операций по счетам, если в течение 20 дней после даты, в которую компания обязана была отчитаться, расчёт не поступил в ФНС. Во–вторых, компания может быть оштрафована: это 5% от суммы по расчёту, не менее 1 тыс. рублей, и не более 30% от суммы.
Можно также направить обращение в ФНС и уточнить конкретно по ситуации, есть ли у компании обязанность подавать расчёт.