Петербургское ЦМКБ "Алмаз" оштрафовали за срыв сроков по секретному комплексу

Автор фото: citywalls.ru
К задержке опытно–конструкторской работы, в ходе которой загадочно пропал в Чёрном море автономный необитаемый подводный аппарат "Гавиа", причастен "Алмаз". Опубликованное 1 апреля постановление суда вступило в законную силу.

"Обязан незамедлительно информировать…"

40 млн рублей за срыв сроков госконтракта стоимостью 1,5 млрд — компромисс. Военные пытаются наказать петербургское АО "Центральное морское конструкторское бюро “Алмаз”" (входит в Объединённую судостроительную корпорацию — ОСК) на 278,9 млн рублей.
Сам "Алмаз" сумел в конце декабря убедить московский арбитраж, что вообще ничего не должен, потому как не может отвечать за пропажу морского дрона "Гавиа", случившуюся в ходе включённых в контракт испытаний в Чёрном море летом 2019 года.
Проект тогда встал — отсюда срыв сроков, повлёкших неустойку.
Апелляционный суд посчитал, что виновны обе стороны спора. За пропажу дрона "Алмаз", по мнению суда, конечно, не в ответе, но повёл себя не так, как следовало.
"Исполнитель обязан незамедлительно информировать заказчика о невозможности получения ожидаемого результата… Однако исполнитель не проинформировал заказчика о препятствиях к надлежащему исполнению контракта. В связи с тем, что на момент заключения контракта ответчик имел возможность оценивать способность исполнения контракта, а на протяжении почти всего срока выполнения работ не производил действий по выяснению возможности исполнения обязательств по контракту, бездействие исполнителя является недобросовестным и не освобождает от вины за нарушение сроков… Так как срок выполнения работ истёк, до настоящего времени ответчиком обязательства по контракту не исполнены… с ответчика подлежит взысканию неустойка", — написано в опубликованном 1 апреля постановлении 9–го Арбитражного апелляционного суда.
Впрочем, Минобороны при подсчётах неустойки тоже увлеклось, включив в неё штрафы за задержки, вышедшие за пределы сроков исковой давности и обозначенного правительством РФ моратория в отношении должников после введения международных санкций.
Вместо 278,9 млн рублей суд насчитал 92,9 млн, назвал даже эту сумму "явно несоразмерной последствиям нарушения обязательства" и снизил до 40 млн. Но 40 млн "Алмазу" придётся заплатить — постановление апелляционного суда вступает в законную силу сразу.

Очень востребованное КБ

ЦМКБ "Алмаз" — одно из самых продуктивных конструкторских бюро в российском судостроении. Только в 2025 году отраслевые СМИ сообщали о связанных с ним событиях 5 раз.
В январе "Алмаз" анонсировал подготовку предложений по разработке эскизных и технических проектов, а также конструкторской документации для создания арктического дноуглубительного флота — инициаторами выступают ОСК и "Росатом".
В феврале северодвинский "Севмаш" завершил формирование одного из двух подблоков кормовой части плавучего дока проекта 02122 "Сухона", предназначенного для транспортировки строящихся и ремонтируемых судов из эллингов на акваторию предприятия. Разработчик технического проекта "Сухоны" — ЦМКБ "Алмаз".
В феврале же представитель "Алмаза" заявил на VIII конгрессе "Гидротехнические сооружения и дноуглубление" о начале разработки проекта морского фрезерного земснаряда и о готовности ЦМКБ выступить системным интегратором строительства самоотвозного земснаряда по российскому проекту и исключительно из российских комплектующих.
В марте Северная верфь сообщила о резке металла для плавучего дока "Капитан Анатолий Ермолаев", строящегося по проекту "Алмаза" для калининградского судостроительного завода "Янтарь".
1 апреля Минобороны сообщило о прибытии в Североморск головного патрульного ледокола "Иван Папанин", разработанного ЦМКБ "Алмаз" и построенного на Адмиралтейских верфях. Ледокол предназначен для охраны районов морской экономической деятельности и судоходства в Арктике.

Когда любые компенсации теряют смысл

По мнению исполнительного директора ООО "Северное море" (судостроительная компания из Ленинградской области) Елены Майдановой, подобные арбитражные споры в целом бесполезны для их участников, но очень вредят развитию отечественного судостроения.
"За период судебных споров между Минобороны и ЦМКБ “Алмаз” стоимость денег настолько обесценилась, что любые компенсации теряют смысл. Если в случае государственного аппарата это лишь цифры в бюджете в текущий момент, то для развития флагманского конструкторского бюро это фатальные ошибки и провалы, которые влекут за собой весьма унылое текущее состояние предприятий, науки в стране в целом. Помимо возможности манипулирования ситуацией через арбитражное или гражданское судопроизводство, государство, на мой взгляд, должно следить за трендами развития предприятий. Происходящее, к сожалению, ведёт либо к стагнации, либо к упадку", — говорит руководитель "Северного моря".
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов полагает, что у ЦМКБ "Алмаз" имеются шансы оспорить постановление апелляционной инстанции в кассационном суде.
"Из судебного акта прослеживается, что как минимум часть просрочки вызвана непредвиденными обстоятельствами, за которые ответчик не отвечает, — это подтверждено судебными актами и не нуждается в доказывании. Суд указывает на обязанность “Алмаза” проинформировать заказчика о наличии фактов, препятствующих выполнению контракта в срок, и, поскольку этого сделано не было, исполнитель не вправе ссылаться на данные обстоятельства как исключающие его вину в просрочке. Представляется, что это упрощение ситуации. Ведь графики строительства любого сложного объекта формируются без учёта непредвиденных обстоятельств, а потому их появление приводит к изменению общих сроков работ. Не видно, чтобы суд дал этому оценку. Поэтому не исключаю, что кассационная инстанция отменит постановление апелляции и направит дело на новое рассмотрение", — полагает эксперт.
В ЦМКБ "Алмаз" и пресс–службе Минобороны к моменту публикации на предложение "ДП" о комментариях не отреагировали.