Кошелёк или жизнь. В Петербурге резко выросли цены на медуслуги

Цены на стоматологов и специалистов в Петербурге взлетели в 1,5 раза
Автор фото: vostock-photo

Стоимости услуг некоторых врачей узкой специализации превышает инфляцию

Средняя стоимость медицинских услуг за 2024 год увеличилась на 8%, подсчитали в аналитической группе Mains Lab. При этом в некоторых случаях отмечается повышение цен до 50% в годовом выражении.
По данным Национального рейтингового агентства (НРА), в наибольшей степени подорожало лечение у стоматологов и врачей — специалистов узкой направленности.

Работа под давлением

Опрошенные "ДП" представители клиник подтверждают факт повышения цен, оправдывая его общей инфляцией и необходимостью увеличения зарплат сотрудникам. По словам руководителя семейной многопрофильной клиники "Три поколения" Виктора Казакова, клиники повысили цены почти на все услуги, в том числе на консультации специалистов.
"Помимо общих экономических тенденций на удорожание платных медицинских услуг существенно влияет тот факт, что значительно выросла стоимость медицинского оборудования, медикаментов, расходных материалов. Это отражается на рентабельности, окупаемости оборудования и, соответственно, на стоимости медицинских услуг", — объясняет ситуацию главный врач сети клиник "Персона" и "Прозрение" Светлана Григорьева.
По словам генерального директора медтех–компании Lab4U Алексея Образцова, на некоторые сферы здравоохранения очень сильно влияет зависимость от поставок из–за рубежа. В частности, в лабораторной диагностике доля импорта остаётся выше 90%.
"Несмотря на это, рост цен на услуги лабораторий в 2024 году был менее существенным, нежели увеличение себестоимости услуг, связанное в основном с удорожанием реагентов и увеличением заработной платы медиков, — говорит он. — В конце прошлого года, например, у производителей реагентов прошла очередная волна подорожания на 5–15%. Однако рынок лабораторной диагностики на неё пока не отреагировал".
В НРА добавляют, что стоимость не только лабораторных, но и любых диагностических исследований (например, гастроскопия и УЗИ) в среднем также пока остаётся без изменений или же дорожает в минимальной степени. Тем не менее Алексей Образцов прогнозирует, что давление курсов валют, снижение маржинальности и неэффективность традиционных моделей оказания услуг вынудят ключевых игроков поднять цены на 10–15%.

В режиме ожидания

Рост цен на медицинские услуги отразился и на стоимости полисов ДМС. По словам генерального директора ООО "Совет по страхованию" (СОПОС) Юрия Волкова, стоимость полисов для рядовых сотрудников у ведущих страховых компаний изменилась с 10–14 тыс. рублей в январе 2024 года до 12–19 тыс. рублей в январе 2025–го. Для менеджеров среднего звена цена страховок выросла за аналогичный период с 23–28 тыс. рублей до 26–47 тыс.
Однако поток пациентов ни в частные клиники, ни в коммерческие отделения государственных медучреждений меньше не стал.
"Люди стали больше обращаться за медицинской помощью в частные клиники, что привело к увеличению времени ожидания приёма", — отмечает Виктор Казаков.
По данным "ДП", лист ожидания приёма у врача–специалиста может составлять от 2 недель и дольше. Главный врач сети оптик "Счастливый взгляд" Лариса Гуслистова основной причиной считает кадровый дефицит.
"На рынке стало меньше квалифицированных врачей, особенно в узких специализациях. А пациентов, наоборот, стало больше, и мы уже ощущаем увеличение нагрузки", — согласна Лариса Гуслистова.
Однако статистика показывает, что число обращений практически ко всем врачам год от года растёт. Так, по данным Страхового дома ВСК и ОТП Банка, в 2024 году резко выросло число обращений к пульмонологам (на 24%), ревматологам (на 24%), дерматовенерологам (на 19%), офтальмологам (на 17%), аллергологам–иммунологам (на 13%), гастроэнтерологам (на 13%), колопроктологам (на 11%).
Кроме того, по словам кардиолога НИИ скорой помощи имени И. И. Джанелидзе Елизаветы Скородумовой, даже после снижения остроты COVID–19 сохраняется повышенный спрос на реабилитацию, лечение хронических заболеваний (например, сердечно–сосудистых, неврологических), обострившихся из–за перенесённой инфекции.
"Старение населения повышает спрос на хроническое лечение и реабилитацию, что создаёт нагрузку на ресурсы клиник", — уверена кардиолог.

Отложенный эффект

Ряд опрошенных "ДП" экспертов считают, что ситуация с ростом цен и одновременным сокращением доступности к наиболее востребованным специалистам может привести к долгосрочным проблемам в общественном здоровье.
"Будет расти количество случаев самолечения, число пациентов, игнорирующих диспансеризацию, доля тех, кто затягивает обращение к доктору", — объясняет Алексей Образцов.
Заместитель главного врача по лечебной и клинико–экспертной работе "Олимп Клиник МАРС" Михаил Куцый считает, что единственный способ снижения цен на медицинские услуги — это снижение издержек медицинских организаций.
"В убыток работать никто не будет. Основной путь — это удешевление медицинского оборудования, изделий медицинского назначения и лекарственных средств. А это возможно только благодаря дальнейшему развитию программ импортозамещения", — говорит он. При этом, по мнению эксперта, попытка насытить рынок труда за счёт обучения новых специалистов и, как следствие, понизить стоимость этого труда является идеей глубоко порочной.
"Кадровый дефицит решается созданием адекватных условий работы для специалистов, в том числе материальной стимуляцией", — убеждён Михаил Куцый.
По словам Алексея Образцова, пока отрасль находится в замкнутом круге недостатка ресурсов для развития. "Это нехватка средств у населения, нехватка длинных инвестиций у клиник, нехватка квалифицированных кадров. Но даже при вышеперечисленных проблемах вполне реально быстро добиться повышения эффективности работы специалистов и компаний в области здравоохранения", — говорит эксперт. По его мнению, быстрое внедрение цифровых технологий могло бы с этим помочь. Но пока медицина находится в большом отрыве от лидеров цифровизации из–за консерватизма отрасли и гораздо более жёсткого регулирования.