Большой Гостиный двор, один из старейших и некогда самый популярный торговый объект Петербурга, похоже, отстал от ведущих ТЦ города на десятилетия, зарабатывая в десятки раз меньше, чем мог бы.
Общая площадь зданий Гостиного двора на Невском пр., 45, составляет более 80 тыс. м2 (с учётом внутренних корпусов).
В 2000 году Смольный сдал объект в долгосрочную, до 2049 года, аренду АО "Большой Гостиный двор".
Большую часть помещений занимает универмаг "Большой Гостиный двор", оставшиеся площади сдаются в аренду.
Как сообщил "ДП" генеральный директор компании Максим Макеев, соотношение составляет примерно 60–65% в пользу собственной торговли. Этот показатель в последние годы растёт. Оборот универмага при этом за 5 лет существенно снизился — с 802,4 млн рублей в 2019 году до 493,7 млн в 2024–м.
Если в советское время Гостиный двор был торговым объектом номер один в Ленинграде и большой туристической достопримечательностью с посещаемостью 300 тыс. покупателей в день, то сегодня трафик, по данным АО, составляет не более 8–9 тыс. человек в день.
Даже в выходные дни здесь нет толп покупателей, а сами торговые галереи выглядят не только пустыми и несовременными, но и заметно недозагруженными. Например, у входа с Садовой линии, который ведёт прямо к входу в метро, вместо магазинов расставлены информационные плакаты. Такие помещения стандартно наиболее востребованы и сдаются с повышающим коэффициентом, но в этом случае правило не работает.
В числе сетевых арендаторов, которых сегодня можно найти в Гостином дворе, — "Л’Этуаль", "ЧемоданPRO", LeeWrangler, Elena Furs, Mat de Misaine, Max’Modex, "Павловопосадские платки", "Графит" и другие.
Официальные объявления о сдаче в аренду помещений в Гостином дворе размещаются на Avito. Запрашиваемая ставка — 3 тыс. руб./м2.
При этом, по данным NF Group, ставка аренды помещений на основной части Невского проспекта на начало этого года составляла 7−15 тыс. руб./м2, на Садовой улице — 3,2–7,5 тыс. руб./м2.

Самые востребованные ТЦ Петербурга
По финансовым показателям Гостиный двор сегодня — далеко не лучший торговый объект на Невском проспекте и рядом с ним, убедился "ДП", сравнив данные по арендной выручке АО на 1 м2 с выручкой других юрлиц — собственников торговых центров.
Лучший результат — у ТЦ "Галерея" на Лиговском проспекте. В прошлом году ООО "Строительная компания “Бриз”, владелец объекта, показало рекордную за всю историю "Галереи" выручку — 11,5 млрд рублей, или 60 тыс. руб./м2 общей площади, или 118,8 тыс. руб./м2 арендопригодной.
В пользу "Галереи" играют профессиональная команда управленцев, работающая по принципам иностранных компаний, и современное состояние здания, спроектированного с учётом актуальных запросов ретейлеров.
Также в "Галерее" есть собственный вместительный паркинг, что для центра города имеет принципиальное значение.
Цифры Гостиного двора — 298,8 млн, 3,77 тыс. и 4,71 тыс. (если брать коэффициент полезных площадей 80% от общей, по аналогии с архитектурой аутлета Пулково, которая максимально повторяет проект Гостиного двора) соответственно. Разница по последнему показателю — более чем в 25 раз.
При этом очевидно, что Гостиный двор расположен более удачно. Во–первых, внутри здания находится вестибюль одноимённой станции метро (а рядом находится и второй), во–вторых, это "проходная" и самая широкая часть Невского проспекта и самый центр города.
Правда, состояние Гостиного двора оставляет желать лучшего — начиная с полов, отделки и заканчивая отсутствием нормальной системы вентиляции и кондиционирования. Парковки для посетителей нет, хотя пустующий сегодня внутренний двор в своё время использовался именно под эти цели.
Сравнивать Гостиный двор будет логично с торговым объектом в историческом здании. Например, с "Пассажем", расположенным напротив. ООО "Невский Пассаж" по итогам 2024 года показало выручку 766,5 млн рублей, что соответствует 28,5 тыс. руб./м2 общей площади и 40,4 тыс. руб./м2 полезной площади. Разница в выручке на 1 м2 общей площади — почти в 8 раз в пользу "Пассажа", арендопригодной — почти в 9 раз.