Бывшие лучшие друзья. Миллиардер Мария Евневич судится с алмазной корпорацией

Совладелица "Максидома" взыскивает с "Алросы" $2 млн долгов по еврооблигациям
Автор фото: Сергей Ермохин/ДП
Совладелица "Максидома" Мария Евневич говорит, что не будет покупать украшения с камнями "Алросы", если не получит долг.
Арбитражный суд Москвы направил заявление Марии Евневич (№ 55 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2024) к ПАО "Алроса" по подсудности — в Арбитражный суд Республики Саха, по месту регистрации ответчика.
Как следует из материалов дела, Мария Евневич, мажоритарный владелец сети "Максидом" (76%), просит взыскать невыплаченный купонный доход и номинальную стоимость погашенных еврооблигаций "Алросы" в общем размере $2,23 млн (в рублёвом эквиваленте).
По данным "ДП", позднее сумма исковых требований была снижена, так как эмитент погасил облигации. Таким образом, текущая сумма требований состоит из суммы невыплаченного купонного дохода по еврооблигациям "Алросы" в общем размере $186 тыс. (в рублёвом эквиваленте), упущенной выгоды (26,9 млн рублей) и процентов на сумму задолженности (17,22 млн рублей) с учётом ключевой ставки Банка России.
Изначально требование о солидарном взыскании задолженности было предъявлено совладелицей "Максидома" к двум ответчикам — ПАО "Алроса" и АО "Национальный расчётный депозитарий" (НРД). Однако после выделения претензий к "Алросе" в самостоятельное производство и передачи в другой суд в московском процессе остался один ответчик — НРД. А вскоре в карточке дела появилась информация об отзыве иска заявительницей.
Следующее заседание Арбитражный суд Москвы наметил на 13 мая. В Арбитражном суде Республики Саха иск Марии Евневич к "Алросе" на момент публикации не был зарегистрирован, следует из информационной базы "Электронное правосудие".
"Я купила ценные бумаги, компания деньги получила и ими пользуется. Купонный доход не выплатила. Если “Алросе” станет легче от невыплаты денег матери с четырьмя детьми — мы выдержим, однако украшения с их камнями я больше покупать не буду!" — заявила "ДП" Мария Евневич.
В ПАО "Алроса" не ответили на запрос "ДП".
"Эмитенты с удовольствием бы воспользовались возможностью отсрочить исполнение своих обязательств перед инвесторами, но есть указ президента РФ — платить, и они платят", — говорит финансовый консультант, автор телеграм–канала "PROФинансы от Евгения" Евгений Лавринов.
По его словам, у российских инвесторов, приобретавших иностранные ценные бумаги через российских брокеров, было несколько вариантов вернуть свои средства, в зависимости от типа активов и стратегии инвестора.
Владельцы акций могли провести обмен заблокированными активами, правда лимит по данной схеме установлен в 100 тыс. рублей. Держатели еврооблигаций — переоформить долг эмитента в замещающие облигации, получая выплаты в рублях. Или — как действуют крупные инвесторы — обратиться за лицензией на разблокировку активов к регуляторам Бельгии и Люксембурга, а также подавать иски в российских судах.
Указ президента РФ № 198 "О дополнительных временных мерах экономического характера…" (март 2024 года) позволяет держателю еврооблигаций, чьи права учитываются в иностранном депозитарии, подать заявление о прямой выплате в рублях в течение 60 дней после даты неполученного платежа.
"Информации мало, но, судя по всему, истица обращалась в “Алросу” с заявлением о выплатах, — рассуждает юрист Сергей Бакешин. — Возможно, рассмотрение этого заявления затянулось, поэтому она не успела в установленный срок представить дополнительные документы, в связи с чем ей было отказано. На данный момент не сформировалась судебная практика по вопросу о том, является ли этот срок пресекательным или он в каких–то случаях может быть восстановлен. Возможно, данное дело будет одним из первых, в которых этот вопрос получит разрешение".
К началу 2025 года было разблокировано около половины замороженных активов российских компаний и граждан, сообщила председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме на минувшей неделе. В феврале текущего года она заявляла, что в 2024–м было разморожено около 570 млрд рублей, что затронуло 1,5 млн человек.
По оценкам экспертов, большинство российских корпораций, имеющих обязательства, связанные с еврооблигациями, так или иначе удовлетворили требования их держателей, в том числе тех, чьи права учитываются в иностранных депозитариях.