Соответствующее решение принял Арбитражный суд Северо–Западного округа. Речь идёт о землях общей площадью более 60 га в районе станции Старое Мозино под Гатчиной.
Глава одного из крестьянских хозяйств, АО "Индустриальный парк “Голубика" и АО "Индустриальный парк “Екатерининский", обратился в арбитраж с иском к администрации Гатчинского района Ленобласти о признании незаконным отказа в заключении договора Комплексного развития территории (КРТ).
Вынося отказ, районная администрация исходила из того, что прежде участки нужно перевести в категорию земель населённых пунктов, что требует предварительных согласований. Также зону КРТ надо предусмотреть в Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ).
Суды первых инстанций поддержали предпринимателей (так как сочли, что в случае реализации проекта КРТ по инициативе собственников изменения в ПЗЗ можно вносить позднее). Но кассация отменила прежние решения.
Руководитель юридического агентства "Кучембаев и партнёры" Алмаз Кучембаев в комментарии "ДП" высказал мнение, что желание собственников заключить договор КРТ может объясняться как общей тенденцией на согласование строительства жилья преимущественно в зонах КРТ, так и тем, что предприниматели увидели для себя в этом правовом механизме потенциальные возможности.
Но зону КРТ нельзя учредить самому, можно только перехватить инициативу, если у властей есть такие планы. Скорее всего, в данном случае через механизм КРТ хотели сменить категорию земель.
Решение суда стало закреплением правила, что таким образом, когда в ПЗЗ не предусмотрена зона КРТ, это сделать нельзя.
“
"Данное решение является значимым и важным для аналогичных споров", — считает замдиректора департамента КРТ Минстроя России Максим Галь.
Вопрос использования механизма КРТ в целях перевода земель из одной категории в другую набирает популярность, поскольку КРТ позволяет отступать от генплана и ПЗЗ (но с внесением изменений в эти документы).
При этом зона КРТ должна быть заранее предусмотрена на карте ПЗЗ, местные власти должны быть согласны с условиями для заключения договора КРТ, а перевод сельхозземель в другую категорию осуществляется не местными, а региональными властями. С 1 апреля в законодательство внесли поправки, которые усложнили эту процедуру, добавил эксперт.