Второй сезон подкаста "История по делу" посвящён теме влияния инвестиций на Петербург и всю остальную часть России. В первых выпусках мы рассказывали о проектах династии Елисеевых. Новый — посвящён гениальным изобретениям, смелым бизнес-решениям и ноу-хау в создании социальной инфраструктуры, реализованным семьёй Нобелей.
Партнёром выпуска выступает ГК "ПСК".
Начало бизнес-империи
В 1842 году по приглашению Государственного Совета Российской Империи в Санкт-Петербург прибыл талантливый шведский изобретатель и архитектор Эммануил Нобель. Целью его визита была демонстрация сконструированной им морской мины. После опытного взрыва на реке Охте российское правительство купило патент на это изобретение, что позволило Нобелю перевезти всю семью — жену и сыновей Роберта, Людвига, Альфреда — в Петербург и продолжить работу здесь. Четвёртый сын Эмиль появился на свет в 1843 году.
На Петроградской набережной, 24, заработал литейный завод Нобеля, где впоследствии трудилось свыше тысячи человек. Эммануил Нобель снабжал Морское ведомство скорострельными пушками и паровыми машинами собственной конструкции. Именно его морскими минами защищали Кронштадт от кораблей противника во время Крымской войны (1853-1856). Также на заводе выпускались станки для производства тележных колёс и первые в России системы парового отопления домов. Правительственные заказы обеспечили Нобелю процветание, которого он не смог добиться в Швеции.
Однако золотое время продлилось недолго, уже в 1859 году Эммануил попал в список банкротов, его начали преследовать кредиторы. Было принято решение вернуться в Швецию, но сыновья, прожившие в России к тому моменту уже 17 лет, отказались от релокации и предпочли остаться.
В 1862 году Людвиг Нобель арендовал у купцов Шервудов небольшую механическую мастерскую на Выборгской стороне, а через 8 лет выкупил завод "Имервуд" у арендатора и основал машиностроительный завод, которому присвоил собственное имя (ныне известен как "Русский Дизель"). Наряду с военной продукцией предприятие выпускало металлообрабатывающие станки, паровые молоты, гидравлические прессы, локомотивы, экипажные оси, рельсы для интенсивно строившихся железных дорог и пр.
Вскоре к Людвигу присоединился Роберт. Братья вели бизнес, инвестируя в социальную инфраструктуру и образование рабочих. Нобели остались в истории не только как промышленники, но и как девелоперы с повышенной социальной ответственностью. За годы работы завод превратился в многофункциональный комплекс, куда входили каменные здания цехов, жилой дом владельца с конторой, различные фабричные сооружения, доходный дом, жильё для рабочих и народный дом-читальня.
“
Никакие иностранные специалисты не в состоянии поднять российскую промышленность без русских рабочих кадров, которые надо готовить самим", — неоднократно говорил швед Людвиг Нобель.
В поисках оптимизации
Завод работал успешно — это помогло братьям выбраться из долговой ямы и восстановить доброе имя Нобеля-старшего. При этом Людвиг исправно внедрял инновации. Так, на предприятии отлично себя показало его изобретение — прототип станка с программным управлением, работавшим по заданному шаблону. Но развитием завода он не ограничился. Так, одной из его инноваций стала магазинная обойма для ружей, которая значительно сократила число движений бойца или охотника во время выстрела.
В 1870-м Людвиг и Роберт Нобели взяли в аренду оружейный завод в Ижевске. И решили снизить издержки на изготовление ружей: дорогое ореховое дерево для прикладов на тот момент закупалось в Германии. Однако поступила информация, что нужный материал можно найти на Кавказе. Деревья так и не были найдены, но зато Роберт обнаружил нефтяные месторождения. За несколько тысяч рублей братья приобрели первую вышку.
В создание нового дела включился и Альфред, работавший в Швеции. Он предложил способ транспортировки нефти: "Проложить достаточного диаметра трубу, а на ключевых точках поставить специальные насосные станции". В сопроводительном письме содержались чертёж насоса, схема работы трубопровода и карта гор Кавказа, где карандашом был начерчен удобный для перекачки нефти маршрут. А также предупреждение: большой интерес к бакинской нефти проявляют влиятельные европейские банкиры Ротшильды.
На тот момент доставка пуда нефти стоила 10 копеек. Когда в 1878-м братья Нобель построили первый в Российской империи нефтепровод с насосами длиной 9 км, цена доставки снизилась в 20 раз (полкопейки за пуд). С других переработчиков Людвиг брал сначала 5 копеек, потом снизил цену до полутора. Нефтепровод стоимостью $50 тыс. окупился за год.
Следующая техническая новинка Людвига Нобеля была первой не только в России, но и в мире. В 1878 году в путь от Баку до Астрахани отправился самоходный металлический нефтеналивной танкер "Зороастр". Пароход грузоподъёмностью 15 тыс. пудов (242 тонны) использовался для доставки керосина из Баку в Царицын (ныне Волгоград) и Астрахань.
Труба и танкер стали фундаментом для новой компании братьев Нобель, которая превратила Россию в крупного игрока на мировом углеводородном рынке.
В 1879 году совместно с артиллеристом и промышленником Петром Бильдерлингом Людвиг, Роберт и Альфред создали Товарищество нефтяного производства братьев Нобель, сокращенно "БраНобель". Компания занималась разведкой, добычей и переработкой нефти, её транспортировкой, хранением, продажей продукции и научными изысканиями. Первоначальная капитализация товарищества составляла 3 млн рублей — и за 5 лет увеличилась в 5 раз. К 1880 году "БраНобель" владел 13 нефтяными танкерами и 25 трубопроводами. Нобели также изобрели и внедрили вагоны-цистерны для перевозки топлива.
К 1890 году Россия, которая ранее была импортёром керосина, стала одним из его крупнейших поставщиков в Европу.
Бренд работодателя
"На всём лежит отпечаток порядка, системы и целесообразности. Дороги у нас выстланы камнем, мосты в исправности, все здания удобные и просторные, опрятные и красивые, а технические сооружения и вовсе потрясающи", — писал Людвиг о нефтехранилище в Царицыне.
Штаб-квартира корпорации располагалась в Петербурге на набережной канала Грибоедова, 6. А под Баку появился целый городок рабочих-нефтяников — "Вилла Петролеа". И здесь Нобели активно инвестировали в социалку, понимая, что эти вложения непременно окупятся.
Дома оборудовали холодильниками, воду доставляли с Волги и очищали её в специальных фильтрах. Здесь были электричество и телефонная связь, протянутая компанией "Белл". Работали библиотека и больница. Медицинской службой "БраНобеля" руководила одна из дочерей Людвига — Марта, врач по образованию. Здесь же построили 11 заводов для производства различных нефтепродуктов.
Человечность по отношению к работникам и в целом социальный подход Нобелей к ведению бизнеса были уникальны для того времени. В 1885 году Людвиг основал кооперативный Sparkasse (сберегательную кассу) для рабочих. В Баку для них были построены общественные помещения, такие как столовые, бильярдные, библиотеки и конференц-залы.
Компания жертвовала средства на школы и содержала больницу. Людвиг и Роберт создали большой парк, который существует до сих пор недалеко от Виллы Петролеа.
К началу XX века в Баку добывалось 95% всей российской и более половины мировой нефти. Большинство рабочих на бакинских нефтепромыслах трудились и жили в невыносимых условиях. Грязные, холодные, тёмные бараки. 16-часовой рабочий день: 14 часов официально, два сверхурочно, но обязательно. Никакой охраны труда. Зарплата — копеечная. Тем, кто работал на Нобелей, жилось гораздо лучше. Рабочий день — 8-9 часов, жилые посёлки с квартирами для семейных рабочих и холостяков, бесплатные школы, детсады, больница. Но это было исключение из общего правила.
Неудивительно, что среди работников нефтяной промышленности большевистские идеи пользовались огромной популярностью. В подпольной бакинской типографии "Нина" печаталась ленинская "Искра". Именно на нефтепромыслах в Баку в июле 1903 года стартовала первая в России всеобщая забастовка.
При этом западные газеты пестрели заголовками, что нефтяное противоборство Ротшильдов и Нобелей на Каспии спровоцировало беспорядки в Баку и Батуми. Но это уже завершение длительных и очень переменчивых взаимоотношений между двумя династиями в регионе. Все подробности есть в подкасте "История по делу".
В 1904 году прошли погромы и поджоги скважин и нефтехранилищ. Во многом из-за созданных для рабочих условий заводы Нобелей пострадали меньше, чем имущество Ротшильдов. Тем не менее нефтяная промышленность России была практически разрушена, и страна потеряла мировое лидерство в добыче чёрного золота.
А 20 июня 1918 года началась всеобщая национализация нефтяной промышленности. Все нефтяные активы Нобелей оказались в руках государства, а семья изобретателей с высокой социальной ответственностью уже покинула страну.
Впрочем, потомки великой династии и по сей день посещают с визитом Петербург.