Государственные и частные клиники не могут полностью адаптироваться к использованию единой информационной системы.
Создание и внедрение Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) как ресурса, объединяющего медицинские учреждения по всей стране, длится уже почти 15 лет. Однако система по–прежнему функционирует с перебоями и, по всей видимости, требует доработок. Кроме того, её эффективное использование осложняется низкой технической грамотностью медицинского персонала, особенно в регионах.
Упрощённый доступ
ЕГИСЗ объединяет 13 подсистем и реестров, что позволяет собрать в одном месте и систематизировать разрозненные медицинские данные пациентов. Эксперты считают подобную возможность большим достижением, поскольку она способствует улучшению взаимодействия между поликлиниками, стационарами и лабораториями.
По мнению директора Центра развития здравоохранения МШУ "Сколково" Марины Велдановой, запуск ЕГИСЗ стал по–настоящему переломным моментом в цифровой трансформации российской медицины. Её внедрение коренным образом изменило то, как устроена работа в медицинских учреждениях: от рутинных операций до стратегического управления отраслью.
"Теперь вся информация о пациенте, его анализах, приёмах, диагнозах и назначениях доступна в единой цифровой базе, — рассказывает Марина Велданова. — Это удобно и для врачей, и для пациентов, и для управленцев. Исчезла необходимость в постоянной передаче бумажных документов между учреждениями, сократилось количество дублирующих обследований, а человеческий фактор стал меньше влиять на точность и своевременность лечения".
Заместитель директора по развитию клиники ЭКО и репродукции "Эмбрио" Анна Морозова отмечает, что работа с ЕГИСЗ подтолкнула многие клиники к цифровизации и повысила дисциплину, требуя своевременного заполнения и подписания документов, а также внесения информации в обязательные поля в документах.
"Минимизировались случаи, когда пациент уходит с приёма с символически заполненным бланком", — отмечает Анна Морозова.
Благодаря ЕГИСЗ значительно проще стал и доступ самих граждан к своим медицинским данным.
"За счёт интеграции с “Госуслугами” появилась возможность в любое время получить доступ к своим медицинским документам, записаться на приём или проверить назначения врача. Это упростило взаимодействие с системой здравоохранения, сделало её более понятной и клиентоориентированной", — убеждена Марина Велданова.
Анонимность невозможна
Однако, как рассказала Анна Морозова, во многих регионах население не слишком активно пользуется доступом к своим медицинским данным через "Госуслуги".
“
"Пациенты зачастую не знают о принципе работы ЕГИСЗ — куда передаются их данные, в каком виде и объёме. В этом плане нужно проводить ещё очень большую работу по информированию людей. В том числе граждане не всегда понимают, что частные клиники тоже должны взаимодействовать с ЕГИСЗ", — объясняет она.
В частности, по словам эксперта, негосударственные медицинские центры нередко сталкиваются с отказами больных от передачи данных в систему.
"Пациенты мотивируют это тем, что приходят в частную клинику для максимального сохранения анонимности и не хотят, чтобы их данные о каком–то заболевании, лечении передавались куда–либо, даже в обезличенном виде. Особенно это касается клиник с такими деликатными направлениями, как лечение бесплодия, урология, пластическая хирургия и так далее", — рассказывает Анна Морозова.
От бумаги не уйдёшь
Не всё просто и с тем, как воспринимают новую систему представители медицинского сообщества.
"Некоторые специалисты считают её полезным инструментом, позволяющим повысить эффективность диагностики и лечения, улучшить качество медицинской помощи и снизить нагрузку на административные процессы. Среди основных преимуществ, как правило, называют прежде всего возможность быстрого доступа к медицинским картам пациента, результатам анализов и другим данным из любой точки страны. Кроме того, это автоматическое заполнение форм и отчётов, что снижает вероятность ошибок и повышает точность данных. И наконец, несомненным преимуществом является интеграция с электронными медицинскими картами, что позволяет врачам получать полную картину состояния здоровья пациента", — рассказывает генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт–Петербурга Александр Солонин.
Однако некоторые медики выражают недовольство в связи с целым рядом проблем, с которыми они сталкиваются, взаимодействуя с ЕГИСЗ.
“
"Многие сотрудники медицинских организаций недостаточно подготовлены для эффективной работы с системой. Возможно, поэтому интерфейс часто воспринимается как сложный и неудобный, особенно для пожилых специалистов. Нередко необходимо вводить одни и те же данные в разные системы, что создаёт дополнительную нагрузку. Есть также проблемы с доступом, причём иногда технические неполадки приводят к задержкам в оказании медицинской помощи", — рассказывает Александр Солонин.
Анна Морозова добавляет, что клиники, которые были вынуждены совершить быстрый переход к работе с ЕГИСЗ, столкнулись с нехваткой времени на заполнение документации, особенно если уровень цифровой грамотности персонала оказался низким.
"Это увеличивает протяжённость приёма и при этом снижает вовлечённость врача в общение с пациентом. И если частные клиники могут позволить себе такие корректировки в расписании, то для государственных организаций это становится серьёзной проблемой", — отмечает она.
По словам эксперта, большинство клиник продолжает распечатывать бумажные карты и протоколы приёма. В итоге в регионах количество клиник, которые перешли на электронный документооборот, всё ещё невелико. Хотя с 2024 года переход на электронные медкарты является обязательным. Несмотря на существующие недостатки, ЕГИСЗ постепенно меняет ландшафт российского здравоохранения, делая его более прозрачным и технологичным. Однако успех системы зависит от устранения технических барьеров, повышения цифровой грамотности и диалога между всеми участниками процесса. В частности, по мнению Александра Солонина, для улучшения ситуации необходимы дальнейшие усилия по упрощению интерфейса, повышению качества технического обслуживания и обучению медицинского персонала.