Затраты на высокоскоростной поезд "Сапсан" если и окупятся, то весьма нескоро. Этот проект, несмотря на его востребованность и инновационность, с трудом вписывается в рамки коммерческой успешности.
За месяц со дня запуска высокоскоростные "Сапсаны" перевезли
77 тыс. человек. При вместимости одного поезда 604 человека шесть поездов могут
перевезти за месяц порядка 109 тыс. человек. Таким образом, можно рассчитать,
что средняя заполняемость "Сапсана" составила 71%.
"70% — это достаточно высокий показатель загрузки, это
показатель того, что услуга очень востребована и актуальна, — говорит
аналитик Rye, Man & Gor Securities Константин Юминов. — При условии,
что это новый продукт, можно предположить, что и дальше загрузка "Сапсанов"
будет держаться на этом уровне".
Между тем, в компании "Тверской экспресс" (частные поезда
Москва —Петербург) отметили, что оценивать показатель загрузки с точки
зрения успешности можно, лишь зная норму, прописанную в бизнес–плане
проекта. А норма эта публично не разглашалась.
Известно, что в
600 млн евро
обошлась организация скоростного движения между двумя
столицами. По официальной информации РЖД, стоимость контракта на поставку восьми
поездов серии Velaro RUS составила 276 млн евро. В апреле 2007 года подписан
договор технического обслуживания поездов в течение 30 лет на сумму 354,1 млн
евро.
Читайте также:
РЖД посчитали пассажиров "Сапсана"
В РЖД заявляли, срок окупаемости составит 7 лет. При этом
планируется, что при продаже билетов будут применяться льготы.
Рассчитать реальный срок окупаемости проекта можно будет
лишь по истечении года, РЖД — непубличная компания, отмечает аналитик Rye,
Man & Gor Securities. "Нужно будет посмотреть, какое количество поездов
оправдано на этом направлении — далеко не всем важно доехать быстро,
значительной части важнее доехать дешево", — отмечает Юминов.
Кроме этого, надо будет оценить влияние сезонности и
ответные действия авиалиний в борьбе за пассажира.
"Направление Москва — Петербург — самое загруженное
внутрироссийское направление, авиакомпании активно работают на нем,
предлагая все более низкие тарифы. Уже сейчас часть пассажиров пересаживается с
колес на крылья, — говорит аналитик. — По окупаемости проекта
высокоскоростного движения я бы придерживался более консервативной оценки —
10 лет и больше".