В эпоху упрощения и ускорения появилась замечательная модная тенденция: смешение стилей. Эта участь не миновала и наш многострадальный русский язык. Эклектичное смешение языковых стилей нередко делает речь более яркой и образной, но чаще всего говорит о слабом знании предмета — о невысокой речевой культуре.
В советское время основные формы языка — канцелярит
(казенный, бюрократический язык партсобраний и газетных передовиц), литературный
(включающий в себя и разговорный) русский язык и блатная феня —
существовали в разных сферах общения.
Перестройка общества перестроила и язык: в публичной речи
ораторов стали замысловато сочетаться элементы всех языковых стилей. Слушатели
получают винегрет из просторечия, иностранных заимствований, бюрократического
языка, а также ненормативной лексики, "падонкаффского" и блатного жаргона.
Этот жаргон нередко проскальзывает во время публичных
выступлений федеральных политиков. Наши парламентарии давно сменили малиновые
пиджаки на статусные костюмы, отрепетировали походку и улыбку, выучили новые
красивые слова, но внутренне нисколько не изменились.
Они ведут себя как "авторитеты" и пользуются "феней", причем
эксперты утверждают, что такое поведение кандидата в депутаты нравится
избирателям: с электоратом следует говорить на его языке. Ведь такие слова, как
"наезд", "отморозок" или "беспредел", уже не воспринимаются как жаргонные:
это обычные, знакомые, привычные понятия…
И эти элементы уголовного менталитета, хотим мы того или не
хотим, проникают в наше сознание. И волей–неволей мы видим мир уже сквозь них.
Потому что если в нашей речи слово "произвол" заменяется "беспределом", это
значит, что мы начинаем воспринимать мир глазами уголовников.
В свое время писатель Корней Чуковский утверждал:
"Попробуйте хотя бы неделю поговорить на блатном языке, и у вас появятся
соответствующие мысли".
Кроме того, стало модным говорить и писать неграмотно. Все
чаще и чаще мы видим сознательно исковерканные слова, которые с помощью
современных технологий распространяются очень быстро, а укореняются благодаря
общему снижению планки речевой культуры очень легко.
Язык "падонкафф" возник как "контркультура", вернее,
гротескный язык, совместивший в себе неграмотность, мат и разговорные штампы
(например, "убей себя ап стену" и "аффтар, выпей йаду"). Происходит постепенное
разрушение языка, которое выглядит даже забавным в привлекательной упаковке
"протеста" против классической культуры. Разрушение незаметное и оттого еще
более страшное.
Выпьем йаду, друзья?