Градообразующее предприятие города Сланцы в Ленобласти - ОАО "Ленинградсланец" остановило добычу сланца. Основной владелец предприятия - группа "Ренова" - заявляет, что это временная мера. Местные власти считают, что это надолго.
О том, что шахта не работает с нового года, рассказал глава
Сланцевского муниципального района Александр Парамоненко. По его словам, в 2009
году "Ленинградсланец" работал всего неделю в январе, когда необходимо было
добыть 3 тыс. тонн сланца по контракту с "Южуралникелем" (группа "Мечел").
Ранее предполагалось, что предприятие заработает с 1 марта,
однако этого не произошло. На днях, рассказал Александр Парамоненко, стало
известно, что простой продлится и в марте.
Из 1050 работников "Ленинградсланца" 131 человек сокращен с
3 марта, 700 человек находятся во временном отпуске с выплатой 2/3 тарифа. "У
меня большие сомнения в том, что шахта начнет работать", - беспокоится Александр
Парамоненко. Он указывает на практически отсутствующий спрос на горючий сланец.
С момента запуска шахты в январе 2007 года шахтеры работают на склад.
По словам экспертов, после полугода нахождения в отвале
добытый сланец теряет до 70% своих полезных свойств. ОАО "Ленинградсланец" может
добывать до 2,5 млн тонн сланца в год, до 2007 года на шахте добывалось 1-1,2
млн тонн. В 2008 году объем добычи составил чуть более 600 тыс. тонн, планы на
2009 год снижены более чем в 2 раза, до 360 тыс. тонн. По словам пресс-секретаря
"Ленинградсланца" Марии Денисовой, шахта действительно остановлена, но это лишь
временно, до тех пор, пока не будут заключены контракты на поставку сланца.
Читайте также:
Сланцы привлекут чиновника к ответу
"Мы рассчитывали, что это произойдет до 1 марта, однако
рынок очень инертен и сроки подписания передвинулись. Но эти контракты на
подходе", - говорит Денисова. Однако эксперты сомневаются, что "Ленинградсланцу"
удастся сейчас найти рынки сбыта.
![Сланец остановлен Сланец остановлен](http://www.dp.ru/images/article/2009/03/06/3274bd77-6f7a-4c89-acf7-c07880ecfe11.jpg)
"Сейчас не лучшее время для поставщиков альтернативного
топлива, которым является сланец. Сократился спрос на электроэнергию, упала цена
на традиционное топливо - мазут", - указывает аналитик "ВТБ-Капитал" Дмитрий
Скрябин.
"Вряд ли "Ленинградсланец" найдет покупателей среди
российских генерирующих компаний, которые традиционно работают на мазуте", -
согласен Андрей Краснов из инвестиционной компании "Атон". Также маловероятно,
что предприятия металлургии, например, никелевые комбинаты, перейдут с
традиционного для них вида топлива - коксующегося угля - на сланец, полагает
Олег Петропавловский из ИК "БрокерКредитСервис".
Еще в советское время основными покупателями ленинградских
сланцев были эстонские энергетики, которые перерабатывали его в сланцевое масло
- основное топливо эстонских ТЭЦ. В 2005 году Эстония отказалась от
сотрудничества с "Ленинградсланцем", поставки были возобновлены лишь в конце
2008 года. Однако первый контракт оказался и последним: эстонцы не выбрали всей
квоты.
И, несмотря на уверенность руководства "Ленинградсланца" в
перспективности этого рынка сбыта, аналитики считают, что на Эстонию в ближайшее
время рассчитывать не придется. Причина - в падении спроса на электроэнергию.
"Если администрация Ленобласти совместно с владельцами "Ленинградсланца"
принципиально не определят стратегию сбыта сланца, то может все печально
кончится", - считает Александр Парамоненко.
От налаживания рынков сбыта сейчас зависит жизнеспособность
предприятия, - согласна Мария Денисова. Она также сообщила, что проект
модернизации сланцедобывающих мощностей "Ленинградсланца" и организации
сланцепереработки отложен на неопределенное время. Главное причиной является
невозможность привлечения инвестиционных и кредитных средств. Общая стоимость
проектов, по сообщению различных источников, составляла от $128 млн до $260 млн.
Перед новым годом президент "Ленинградсланца" Григорий
Фрайман заявлял, что строительством сланцеперерабатывающего завода
интересовались инвесткомпании Кореи, Индии и Эстонии. Другое сланцевое
предприятие Ленобласти, ОАО "Завод "Сланцы", также находится в тяжелом
положении.
До сих пор определенности по будущему собственнику завода.
Основной претендент - НК "Роснефть" - перед новым годом сообщила о корректировке
планов относительно завода "Сланцы", и с тех пор ситуация не прояснилась.
Ольга Вильде