Далеко не уедешь: "пузырь" из непроданных авто в России раздулся ещё сильнее

Высокие цены на новые авто в России повысили спрос на машины с пробегом
Автор фото: ТАСС
Автор фото: ТАСС

Эксперты ожидают серьёзного падения объёмов продаж новых легковых автомобилей в 2025 году.

В наступившем году российский рынок новых автомобилей может снизиться на 15% и составить 1,45 млн автомобилей, прогнозируют в ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД). При этом там допускают развитие и более пессимистичного сценария, по которому снижение рынка может дойти до 25% (1,3 млн автомобилей).
Подобными оценками поделились и эксперты агентства "Автостат". Они считают, что в 2025 году на рынке новых легковых автомобилей может произойти снижение до 20%. Кроме того, уже сформировался "пузырь" в виде больших складов автомобилей у дилеров, дистрибьюторов и поставщиков. Об этом агентству "Автостат" рассказали представители компаний и дилерских центров.
Сейчас на складах размещены автомобили на 4–6 месяцев продаж.
В РОАД замечают, что в прошлом году российский рынок на 80% состоял из авто с пробегом. Парк продолжает стареть: за год количество автомобилей старше 10 лет увеличилось на 23%.
"Мы говорим об этом в связи с ухудшением экономической ситуации: это и повышение ключевой ставки, рост утильсбора, а особенно увеличение цен и нестабильный курс рубля. Всё это ведёт к снижению покупательной способности населения. Вторичный рынок всегда идёт в тесной связке с рынком новых автомобилей. Ведь если у человека не будет хватать денег на новый автомобиль, а учитывая ужесточение политики банков, ещё и не будет возможности взять кредит, то он попытается купить автомобиль с пробегом. Следовательно, вырастет спрос на вторичном рынке, а это спровоцирует повышение цен", — рассказали корреспонденту "ДП" в организации.
В этом году рынок автокредитов, по оценке ВТБ, может опуститься ниже 2 трлн рублей, сократившись не менее чем на 20% к прошлому году. Спрос на автокредиты начал сокращаться ещё с IV квартала прошлого года. Параллельно с этим общерыночные продажи снизились на 44%, до 398 млрд рублей.
Директор по продажам JAC Motors в России Сергей Садовенко отмечает, что в их бизнес–модели предусматривается три сценария развития: пессимистичный, реалистичный и оптимистичный. В зависимости от сценария прогнозируемый объём рынка может составить от 1,1 млн до 1,5 млн в 2025 году.
"Ни для кого не секрет, что на объём рынка влияет большое количество факторов, и мы как дистрибьютор на еженедельной основе мониторим их. Один из самых важных — ключевая ставка, ведь доля продаж в кредит на текущий момент достигает 70%. Также любой клиент большое внимание уделяет конечной стоимости продукта. Мы сегодня наблюдаем, как увеличение утилизационного сбора в прошлом и в текущем годах привело к росту стоимости автомобилей во всех сегментах, представленных на нашем рынке", — говорит Сергей Садовенко.
Более оптимистично на рынок смотрят представители онлайн–торговли. По данным "Авито Авто", в декабре 2024 года в Петербурге и Ленинградской области интересоваться новыми авто стали на 72,6% больше, а предложение на них выросло на 28,5% по сравнению с декабрём 2023–го. Средняя цена составила 3 млн рублей.
"Рынок новых автомобилей в Петербурге и Ленинградской области демонстрирует уверенную динамику: только за последний месяц предложение увеличилось на 33,4%, а интерес к ним — на 12,9%. Рост предложения в сегменте китайских автомобилей способствует активному формированию привлекательных условий покупки дилерами, которые предлагают бонусы, кредитные программы и специальные цены при трейд–ин", — считает Артём Хомутинников, руководитель продаж направления "Новые авто" в "Авито".

Китайцы рулят

Не стоит забывать, что рынок Петербурга имеет свои особенности. Например, по данным JAC Motors, лидирующим брендом в России является Lada, а вот в Петербурге по итогам 2024 года она занимает второе место, уступая первую строку Haval. Также в пятёрку топ–игроков входят Geely, Chery, Changan.
Произошла смена лидера в сравнении с 2023 годом, когда первое место было у Chery. В целом по России спрос на автомобили вырос на 48%, в то время как в городе на Неве — всего на 34%. При этом серьёзное отставание происходит в сегменте корпоративных продаж.
Эксперты "Авито Авто" сообщают, что если анализировать данные по Петербургу и Ленинградской области вместе, то лидером по популярности среди марок новых авто в декабре 2024 года всё же оказалась Lada, получившая 17,5% запросов пользователей. Также в топ–5 брендов вошли Haval (11,3%), Chery (8,3%), Geely (7,9%) и Jetour (4,6%).
Доцент кафедры таможенного администрирования Президентской академии в Санкт–Петербурге Дарья Щербакова считает, что в масштабах России АвтоВАЗ и дальше будет сохранять лидерство. А вот Петербург и Москва будут преимущественно покупать автомобили из Поднебесной.
Падение продаж может случиться из–за подорожания автомобилей (пошлины, валютный курс, инфляция), сохранившейся высокой процентной ставки и отсутствия серьёзной конкуренции. Однако и некоторый рост продаж всё же возможен — этому будет способствовать желание обновить автопарк.
"С начала введения санкций прошло уже почти 3 года, и купленные автомобили стареют. Опять же надо учитывать региональную специфику. Более резкое падение может случиться в отдалённых от Москвы и Петербурга регионах. Доходы населения двух крупнейших городов позволяют поддерживать спрос. В этих городах много такси, автопарк которых также требует обновления", — говорит Дарья Щербакова.

Цены покусают

Сергей Садовенко замечает, что оптимистично–нейтральный сценарий предполагает небольшой рост цен на 3–5% и затем стабилизацию для тех брендов, которые успеют решить проблемы с локализацией.
Пессимистичный прогноз подразумевает рост цен на 10–15%. Здесь важным фактором будет отсутствие локального производства у брендов. Некоторые игроки на рынке находятся в стадии переговоров относительно локализации, но по факту производство не начато. К этому нужно ещё прибавить постоянно растущую стоимость логистики.
Сергей Садовенко напоминает, что ещё одной особенностью китайских брендов является быстрое обновление модельного ряда: для некоторых моделей оно является ежегодным. С каждым таким обновлением технологичность и функциональность растут, что тоже не может не влиять на стоимость.
По прогнозам РОАД, рост цен ожидается минимум на 10% в ближайшее время. При этом на конец 2024 года цены уже были выше на 46% по сравнению с 2022–м.