Радуясь ярким новогодним украшениям и нарядным елкам, петербуржцы даже не подозревают, какая напряженная борьба шла весь этот год за подряды на 400 млн рублей среди уличных декораторов. "ДП" проследил, как на протяжении всего 2017 года компании, занимающиеся световым оформлением улиц, сражались на конкурсах с монополистом, но так его и не одолели.
"ДП" разбирался, как три крупных игрока пытались одолеть на районных конкурсах монополиста, фирму "Омега", связанную с экс-главой Красногвардейского района Георгием Абелевым, опытного аппаратчика и вице-президента петербургской Торгово-промышленной палаты. Но так ни разу и не сумели подвинуть конкурента, проигрывая конкурсы по самым нелепым причинам. Система работает так, что позиции монополиста остаются непоколебимыми, как бы хорошо его конкуренты ни старались отвоевать заветный заказ.
В Петербурге на украшение города к Новому году будет потрачено свыше 400 млн рублей. "ДП" проанализировал госзаказы на новогоднее оформление во всех районах Петербурга на общую сумму более 120 млн рублей и проследил, как на протяжении всего 2017 года компании, занимающиеся световым оформлением улиц, соревновались с монополистом - ООО "Компания Омега".
Как выяснил "ДП", одним из главных бенефициаров этого нарядного бизнеса в городе является экс-глава Красногвардейского района Георгий Абелев. Ему принадлежит 40% долей "Омеги", которая выигрывает почти все конкурсы, в которых участвует, получая по меньшей мере 80% денег, которые достаются частным подрядчикам из бюджета. Анализ документов по нескольким десяткам конкурсов показывает, что выиграть у "Омеги" можно, лишь скинув цену на 35-40%. Только так можно снять "субъективную" составляющую оценки. Да и то в этом случае есть риск проиграть из-за "ошибки" чиновников, которые просто снимут тебя с конкурса.
Закон вам в помощь
На данный момент итоги конкурсов известны в 14 районах, 10 из которых будет декорировать ООО "Компания Омега". Георгий Абелев известен не только как бывший чиновник, но и как заметный в городе бизнесмен, а также вице-президент городского Союза промышленников и предпринимателей. В 2014 году он активно критиковал 44-ФЗ о госзакупках после внесения в него некоторых поправок, которые вступили в силу в 2017 году. "На сегодняшний день он приносит нам ущерб, наверное, больше, чем западные санкции", - цитировали Георгия Абелева петербургские СМИ в 2014 году. Он также предрекал, что 44-ФЗ "развалит малый и средний, а потом и крупный бизнес", однако его опасения оказались напрасными. Все контракты, которые "Омега" заключает с государством, основаны именно на 44-ФЗ.
Георгий Абелев
Георгий Абелев имеет очень большой опыт как в бизнесе, так и в аппаратной и даже партийной работе. В январе 1998 года он был назначен главой Красногвардейского района и считался важным членом команды губернатора Владимира Яковлева и чуть ли не "хозяином" Красногвардейского района. Спустя 7 лет, в 2005 году, подал заявление об отставке по собственному желанию. Выступая с прощальным словом, Георгий Абелев тогда заявил: "Так как губернатор Петербурга Валентина Матвиенко не смогла мне предложить должность вице-губернатора, я ухожу на поиски".
Далеко он не ушел - заметная часть выручки его компаний приходится на госзаказ. По данным СПАРК, общая сумма госконтрактов "Омеги" стабильно увеличивается в течение последних 4 лет: с 13 млн рублей в 2014-м она выросла до 176 млн рублей в 2017 году. При этом госконтракт обеспечивает около 75% выручки компании (судя по отчетности в СПАРК).
Подозрения беспочвенны
Компания Георгия Абелева проиграла лишь один конкурс, в котором принимала участие, и оказалась главным выгодоприобретателем городских трат на новогоднее оформление. Все ее конкуренты в лучшем случае получили заказ от одного-двух районов, да и то лишь там, где "Омега" ни на что не претендовала. С ней уже сейчас заключены контракты на 104 млн рублей; это около 80% от общей суммы средств, которые собираются потратить все районы. Возможно, это объясняет тот факт, что город начал готовиться к новогодним праздникам уже в самом начале ноября: "Омега", чтобы успеть выполнить все свои обязательства перед заказчиками, заранее начинает монтировать украшения.
Представитель компании в сфере уличного декорирования в Петербурге, пожелавший остаться неназванным, предположил в разговоре с "ДП", что "все жирные лоты достаются именно "Омеге" именно из-за ее сильного административного ресурса, причем компания почти не понижает цену контракта".
"Посмотрите, из года в год выигрывают одни и те же компании, в их главе - "Омега", а ее владелец - бывший чиновник, у которого очень хорошо налажено взаимодействие с районами города. В этом году мы не взяли ни одного лота, хотя предлагали цену контракта почти в 2 раза ниже, однако это было неважно, ведь мы не набирали баллы, которые присваиваются за опыт в работе".
Сам Георгий Абелев все обвинения отвергает и даже говорит, что они его смешат.
"Весь чиновничий корпус, с которым я работал, уже сменился: начиная от губернатора, тогда еще была Валентина Матвиенко, заканчивая специалистами первой категории. Поэтому говорить о том, что я использую старые связи, - это просто не солидно и голословно, - сказал Георгий Абелев в разговоре с корреспондентом "ДП". - Я понимаю, что кто-то, может быть, использует родственные и близкие связи, но их невозможно использовать при конкурсных процедурах. Как-то воздействовать на людей просто невозможно. На конкурсе есть требования: цена и другие факторы, если по сумме этих факторов ты побеждаешь, то к тебе вопросов нет. Меня смешит вопрос о том, использую ли я административный ресурс, - у меня его просто нет. Был главой - да, я что-то мог, как говорится, кому-то что-то сказать, но 12 лет прошло, прошел целый цикл".
Бизнес на опыте
Система оценки конкурсных заявок состоит из двух критериев: цена контракта, на который приходится 60% распределяемых баллов, и неденежный критерий, который, хоть и дает максимум 40% баллов, всегда и оказывается решающим при выборе победителя. Он включает в себя три пункта: трудовые ресурсы, материально-техническая база и положительные отзывы. При этом система построена таким образом, что ключевым пунктом в принятии положительного решения является опыт выполнения госконтрактов. А сравниться по этому показателю с компанией Георгия Абелева никто не может. Соответственно, больше никто не может и выиграть конкурс.
Опыт, по условиям конкурсов, имеет значение не любой, а строго определенный. Во-первых, считаются только заказы от госорганов и госорганизаций, а во-вторых, исключительно в период с января 2014 по декабрь 2016 года. И на первом, и на втором пункте конкуренты "Омеги" не раз обжигались. Их рекомендации от заказчиков очень часто отклоняются комиссиями. То из-за того, что эти заказчики не финансируются из бюджета, то из-за того, что сроки выполненных заказов выходят за оговоренные рамки. К примеру, контракт был закрыт весной 2014 года, но начинался в ноябре 2013 года. Или, наоборот, исполнение началось в октябре 2016 года, а акты выполненных работ удалось подписать только весной 2017 года. Неспециалистам трудно судить, насколько такие "несоответствия" действительно указывают на нехватку у декораторов должного опыта, однако члены конкурсных комиссий следят за этим очень строго.
Но даже если согласиться с тем, что без десятков госконтрактов в сезоны 2014/2015 и 2015/2016 у компании нет достаточного количества "деловой репутации" для получения заказа в 2017 году, есть вещи, которые не могут не удивлять.
Плохие рекомендации
В одном районе, к примеру, у фирмы - конкурента "Омеги" из 21 поданной рекомендации некачественными чиновники признают восемь, а в другом районе из тех же 21 рекомендации забраковывают уже целых 14. В обоих случаях именно столько нужно, чтобы победа досталась "Омеге". Нередки случаи, когда все до единой поданные конкурсантами рекомендации оказываются негодными. Или же оказывается, что никакой информации об опыте госконтрактов до комиссии не доходит, и получается, что весьма опытные фирмы, не один десяток раз игравшие на торгах и даже выигрывавшие, получают ноль баллов по критерию "Деловая репутация". Итог всегда один и тот же: из-за невнимательности ли конкурентов или из-за принципиальности чиновников побеждает всегда "Омега".
В проведении торгов есть и другие странности. Со стороны может показаться, что конкуренты "Омеги" словно нарочно каждый раз дают ей формальный повод выиграть: то с цифрами напутают, то документы не донесут, то и вовсе пришлют не то, что надо. Но при более тщательной проверке иногда оказывается, что ошибок компании совершают не так много, а невнимательными оказываются как раз члены комиссии, и именно их невнимательность лишает декораторов победы.
Так, например, в Петроградском районе к конкурсу не была допущена компания ООО "Световые решения", предложившая наименьшую цену - на 35% меньше стартовой. Причина - сумма обеспечения заявки, которую предоставила фирма - 168 476 рублей, - оказалась меньше необходимой на 62 копейки. Под этим утверждением подписались все шесть членов комиссии. Однако в конкурсной документации четко указано: размер обеспечения - 168 475,62 рубля. То есть "Световые решения" эту сумму покрыли. Но вот беда - где-то по дороге в цене потерялся рубль. И ошибка тем обиднее, что, не сними чиновники эту фирму с конкурса, она имела все шансы выиграть, даже с учетом того, что у нее могло не оказаться ни одной положительной рекомендации.
Демпинг не помогает
К слову, такое сильное снижение цены на конкурсе - необходимая мера для новичка на рынке новогоднего госзаказа, чтобы хоть как-то противостоять "Омеге". Получая за свое - всегда самое высокое - ценовое предложение на 20-30 баллов меньше, чем конкуренты, она неизменно выигрывает за счет большего числа баллов за "репутацию" или показатели трудовых ресурсов и материально-технической базы. Причем очевидно, что фирмы, которые борются за контракт, стараются подавать максимально полную заявку с указанием необходимого количества техники и рабочих. Но нередки случаи, когда эти данные игнорируются (фирмам просто присуждают ноль баллов по этим критериям) или документы, подтверждающие наличие кадров или техники, "теряются".
Так, в Красногвардейском районе компании "Светодизайн" не засчитали баллы за трудовые ресурсы, потому что у четверых техников-электриков и троих монтажников "не в полном объеме представлены копии трудовых книжек": у техника-электрика Соболева предоставлены копии лишь 1, 12 и 13 листов, а у монтажника Михайлова - только листы 1, 10 и 11.
При этом "Светодизайн" сложно назвать начинающей компанией, не знакомой со всеми подводными камнями госзаказа. В прошлых годах фирма выигрывала тендеры, а в этом будет украшать Центральный и Московский районы на сумму около 20 млн рублей. Правда, в этих конкурсах не участвовала "Омега". Трудно поверить в то, что при подаче заявке юристы "Светодизайна" нарочно выбирали, какие страницы трудовых книжек приложить, а какие - нет. Возможно, подавался, как и в других конкурсах, полный пакет документов, но по пути к кабинету конкурсной комиссии несколько страничек с ксерокопиями трудовых книжек "выпали" из папки.
Жаловаться не принято
О жалобах на порядок проведения конкурсов по украшение улиц редакции "ДП" неизвестно - никто из опрошенных компаний - конкурентов "Омеги" не стал публично обсуждать свои отношения с ней и с чиновниками. Как правило, все ссылаются на занятость.
"В период с 01.10 до 20.12 наши производственные мощности задействованы на 150% (производство работает в круглосуточном режиме). В связи с этим мы не исследуем, какая из компаний (в том числе "Омега") участвует в каких конкурсах, а также в каких побеждает, а в каких проигрывает", - отрезала генеральный директор ООО "Светодизайн" Дильноза Литвинова.
Анонимный участник рынка рассказывает, что после этого года его компания приняла решение уйти из Петербурга и сейчас начинает работать в Москве с другими заказчиками. Фирма в этом году пыталась поучаствовать в конкурсе на декорирование Дворцового и Троицкого мостов. Она собиралась провести замеры объектов, чтобы понять, как она будет выполнять техническое задание комитета по печати, для этого отправила официальное письмо ГУП "Мостотрест". Запрос там согласовали, однако, если верить словам представителя компании, после того как комитет узнал, что заявку на конкурс хочет подать новая фирма, "Мостотрест" на следующий же день запретил им проводить уже начатые измерительные работы.
"Световые решения", которых отстранили от конкурса из-за 62 копеек, также не стали ничего оспаривать. Обсуждать это с "ДП" в компании отказались, а в петербургском УФАС редакции сообщили, что никаких жалоб на эту закупку не было. В протоколе по этому конкурсу стоит отметка: "В связи с выявленной в ходе рассмотрения заявок технической ошибкой при оформлении протокола вскрытия конвертов необходимо внести исправления в протокол". Однако ошибку с копейками чиновники в итоге так и не исправили и благополучно заключили контракт с "Омегой".
Корреспондент "ДП" поинтересовался у Георгия Абелева, почему его конкуренты не хотят вслух говорить о нем и не идут на конфликт.
"Скажите, пожалуйста, вы когда смотрели об "Омеге" и об Абелеве, за мной нет криминальных разборок и бандитского прошлого, правда ведь? - ответил вопросом на вопрос предприниматель. - Ну вот тогда я не знаю, почему некоторые другие компании так боятся с вами обо мне говорить. Я не думаю, что они испугались, мне кажется, там работают порядочные люди, да, мы толкаемся на одной территории, но это нормально".
Справедливости ради стоит признать: "Омега" работает не только в Петербурге, но и во многих городах страны, вплоть до Сахалина, и вряд ли административный ресурс Георгия Абелева распространяется так далеко. Тем более в Баку, где его фирма не так давно также поучаствовала в световом оформлении города.
Сам предприниматель предлагает конкурентам, прежде чем участвовать в крупных районных конкурсах, сперва "набраться сил" на мелких, муниципальных. Тут есть некое лукавство, ведь в "крупных" районных конкурсах принимаются в зачет лишь опыт контрактов не ниже определенной суммы, а у муниципалов таких заказов нет. Да и не так легко "прийти" на муниципальный заказ - там конкуренция не менее жесткая, и участникам приходится скидывать не то что 35-40% от первоначальной цены, а все 60-70%.
Вряд ли работа себе в убыток станет хорошим опытом для начинающей компании - до более крупных заказов она может просто не дотянуть.
За скобками остается вопрос и о том, что уже накопленный огромный опыт "Омеги" позволяет ей очень сильно экономить. Ведь, чтобы опередить ее по баллам, конкурентам приходится делать чиновникам скидку минимум 20%. Компания же Георгия Абелева выигрывает конкурсы без всяких скидок, получая заказы всегда практически по первоначальной цене.
Цифровые контракты
Еще одна компания Георгия Абелева, ЗАО "Петрософт", также нередко выигрывает тендеры - на разработку программного обеспечения для госнужд.
В торгах за 2017 год заказчиками работ выступили СПб ГУП "ГЦРР" и Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр. "Петрософт" будет развивать и обслуживать для них Базу данных по учету рекламных мест, интернет-портал "Паспортизация объектов благоустройства Санкт-Петербурга", систему РГИС. Из бюджета города на это было выделено в общей сложности 14,9 млн рублей.
Также "Петрософт" внедрил еще с десяток профильных программ для госнужд. Включая, к примеру, АИС "Дошкольные образовательные учреждения" и даже программу ТОРИС, предназначенную для информационного обеспечения деятельности губернатора Петербурга и городских ведомств.
Данные о выручке "Петрософт" не публикует, однако едва ли она существенно выше суммы государственных контрактов, заключенных компанией. Судя по официальному сайту "Петрософта", единственный реализованный компанией коммерческий контракт - "платежные терминалы по оплате различных услуг". Судя по скриншоту программы, речь идет о системе приема платежей от арендаторов бизнес-центра "Лидер Тауэр".
В AppStore за этим разработчиком значится сервисная программа для абонентов пермского подразделения "Газпрома" и пара корпоративных приложений для программ лояльности, в том числе одно - для конкретного салона красоты. В портфолио фирмы - приложение для создания открыток с технологией дополненной реальности, а также путеводитель по крупнейшим туристическим городам. Также фирма Георгия Абелева может похвастаться созданием детского приложения для обучения счету и письму, а также еще одной игре, обучающей уже более взрослых пользователей, как избежать встречи с преступниками на городских улицах. О коммерческих успехах этих программ судить трудно: они почти не имеют отзывов пользователей, и количество их скачиваний минимально.
В любом случае можно признать, что "Петрософт" - вполне успешная софтверная фирма, наибольший успех которой приходится на сотрудничество с госорганами.