Секретари "голосуют ногами" за стабильный бизнес

Каждый месяц в Петербурге открывается более 2000 вакансий секретарей, референтов, помощников руководителя и офис-менеджеров. Более 80% из них связано не с созданием, а с высвобождением рабочих мест.

<BR><BR>Каждый месяц в Петербурге открывается более 2000 вакансий секретарей, референтов, помощников руководителя и офис-менеджеров. Более 80% из них связано не с созданием, а с высвобождением рабочих мест.<BR>По наблюдениям представителей кадровых агентств, спрос на секретарей-референтов остается стабильным на протяжении последних лет. Однако качество спроса изменяется от года к году в пользу профессиональных секретарей и администраторов. Процесс подбора и организация труда секретаря в связи с этим становятся более сложным вопросом управления персоналом, чем было принято считать ранее.<BR><BR><B>Процветание и стабильность</B><BR>По наблюдениям рекрутеров, современный секретарь должен олицетворять не столько процветание руководителя, сколько стабильность предприятия. Поэтому и требования к квалификации секретарей меняются.<BR> Все больше работодателей выставляют наличие высшего образования обязательным условием найма работника. При этом филологическое образование предпочтительно для секретаря лишь в тех случаях, когда компания имеет неанглоговорящих партнеров. Наиболее популярное предпочтение работодателя - высшее экономическое образование, а в производственных компаниях - техническое. Распространенное ранее требование к высокой скорости печати уступает необходимости свободного владения компьютером. Наряду с делопроизводством приветствуются навыки работы с первичной отчетностью, аккуратность секретаря не должна превалировать над аналитическими способностями, а возрастной ценз существенно повысился. <BR>Телекоммуникационные компании несколько лет назад стали нанимать на секретарские, или, скорее, клерикальные, должности мужчин, поскольку в этой сфере уже первый разговор потенциального клиента с представителем компании требует владения техническими вопросами. Их примеру следуют и другие высокотехнологичные компании. <BR>Общественное мнение о профессии секретаря претерпевает изменения, во многом под влиянием западных стандартов. Все больше руководителей приходит к выводу, что частая смена секретарей, пусть даже весьма привлекательных, вредит как делу, так и имиджу компании. <BR><BR><B>Гордость и предубеждения</B><BR>Парадокс рынка труда секретарей состоит в том, что при равно высоких требованиях к кандидатам разброс зарплат составляет от 2000 рублей до $800 (см. таблицу). При этом в небольшой российской компании за 2000 рублей от секретаря часто ждут выполнения большего объема работ, иногда включающих в себя уборку офиса и ведение бухучета. "Довольно частая причина ухода секретаря - рост числа обязанностей, не связанных с секретарской работой. Поэтому верными средствами от текучести секретарей являются разделение функций и четко прописанные должностные инструкции", - считает старший консультант агентства "Анкор-Петербург" Оксана Почтивая. <BR>С ростом компании перед руководством зачастую встает необходимость разделить административные обязанности между несколькими работниками - при себе оставить референта, на телефон посадить ресепшиониста (receptionist), а хозяйственные и общеорганизационные вопросы поручить офис-менеджеру. Последний в западных компаниях является ответственным, зачастую техническим, специалистом, поэтому эта должность является наиболее высокооплачиваемой среди всего вспомогательного (support) персонала.<BR>Самая частая причина ухода секретаря - амбиции, как материальные, так и карьерные. "Наиболее типичный путь развития карьеры секретаря середины-конца 90-х - вступление в должность менеджера или директора по персоналу", - говорит старший консультант агентства ЗАО "БизнесЛинк Персонал" Ольга Синеокая. По прогнозам рекрутеров, в ближайшие годы на рынке труда будет достаточное количество менеджеров по персоналу, поэтому подающего надежды секретаря лучше ориентировать на карьеру специалиста. "Или ищите человека, лишенного амбиций, или организуйте свой бизнес так, чтобы секретарю было интересно расти вместе с компанией и в компании", - советует генеральный директор кадрового консалтингового агентства "Скарлет" Ольга Петровская. <BR><BR><B>С любимыми не расставайтесь</B><BR>Многие руководители считают, что хорошего личного помощника найти легче, чем потерять. "За приличные деньги найти нетрудно, за маленькие - тяжело. Вопрос, собственно, только в деньгах", - говорит Нина Якобсон, генеральный директор ООО "Компас". Рекрутеры шутят, что личного помощника руководителя найти сложнее, чем самого руководителя. Те, кто однажды расставался с хорошим референтом, понимают, насколько серьезно следует относиться к выбору кандидата на эту должность. "После того как несколько лет назад секретарь генерального директора по личным обстоятельствам ушла из нашей компании, две ее преемницы не прошли даже испытательного срока", - рассказывает менеджер по связям с общественностью компании "Ниеншанц" Татьяна Атанасова. - Нам пришлось привлечь независимого психолога и провести двухступенчатый конкурс на эту должность. Когда бывшая секретарь пожелала вернуться, ее с удовольствием взяли на прежнее место, а победительница прошедшего конкурса стала нашим незаменимым офис-менеджером".<BR>При подборе личного помощника ключевым фактором успеха является его психологическая совместимость с будущим начальником. Если у руководителя уже был референт, то процесс упрощается - можно подобрать кандидата "по образу и подобию" предыдущего или, наоборот, от противного. Если личный секретарь понадобился впервые - руководителю прежде всего необходимо понять себя, а потом нарисовать профессиональный и психологический портрет кандидата. "В любом случае, чтобы избежать ошибок и разочарований, как для себя, так и для кандидатов, руководителю лучше уделить как можно больше времени тщательному обсуждению своих требований, предпочтений и ожиданий с менеджером по персоналу и рекрутером", - советует Оксана Почтивая.(П.Кр.)<BR>