Градостроительный кодекс упорядочит застройщиков

Градостроительный кодекс упорядочит застройщиковОдновременно с формированием рынка доступного жилья Правительство России намерено... Полный текст интервью с Сергеем Кругликом

Одновременно с формированием рынка доступного жилья Правительство России намерено убрать административные барьеры для строителей. О проекте нового Градостроительного кодекса, который на днях будет рассмотрен Госдумой, "ДП" рассказал директор департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Минпромэнерго РФ Сергей Круглик.<br> <br><b>- Сергей Иванович, название “Градостроительный кодекс”, который, должен вступить в действие с 1 января 2005 г., звучит несколько пафосно. Чем этот документ привлекателен для граждан? </b><br>- Градостроительный кодекс призван удовлетворить интересы населения. Градостроительный кодекс РФ является комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере территориального планирования, градостроительного регулирования, проектирования и собственно строительства. Необходимость его принятия вызвана рядом причин юридического, экономического и социального характера. Здесь и назревшие требования по снижению административных барьеров в строительстве, повышение ответственности участников рынка и защита прав на недвижимость и наконец, необходимость повышения роли общественного участия в принятии градостроительных решений. Принятие данного законопроекта – необходимое условие для формирования рынка доступного жилья и увеличения объемов жилищного строительства. Без снижения административных барьеров доступа на рынок жилищного строительства, формирования механизма предоставления земельных участков для жилищного строительства, градостроительных регламентов все усилия по расширению платежеспособного спроса населения через развитие жилищного кредитования приведет лишь к повышению цен на рынке жилья. Теперь же местные власти должны будут разработать “план зонирования территорий” и в обязательном порядке согласовать этот план не только с экспертами, но и населением города или области. Данное требование – основное отличие обсуждаемого проекта Градостроительного кодекса РФ от ныне действующей редакции. Одним словом, федеральная власть теперь не сможет указывать местной, что надо строить, реконструировать и где. Тем более, не имея на то согласие жителей, реконструировать и где. Тем более, не имея на то согласие жителей.<br><b>- А на каком основании граждане смогут вмешиваться в градостроительный процесс?</b> <br>- В Градостроительном кодексе особое внимание уделено участию общественности в подготовке проектов правовых актов территориального планирования посредством основной процедуры – публичных слушаний, которые позволят каждому желающему участвовать в обсуждении градостроительных планов. Кроме того, проектом кодекса защищаются также права заинтересованных собственников земельных участков и иных объектов недвижимости, чьи интересы могут быть нарушены принятием того или иного правового акта территориального планирования. Такие собственники вправе предложить на рассмотрение альтернативный вариант размещения объектов застройки.<br><b>- И все-таки участие населения кажется несколько туманным. Наверное, граждане должны хотя бы высказывать не личное мнение, а представлять интересы какой-то организации.</b><br>- Нет, никакие организации тут не при чем. Хотя никто не запрещает общественным организациям, фондам добиваться своей правоты. Повторюсь – каждый гражданин, по собственному желанию, вправе лично участвовать в обсуждении градостроительного плана территории, на которой он живет. Причем его решение может кардинально изменить ход дела. А если замечание или предложение гражданина будет проигнорировано местными властями, он (гражданин) вправе оспорить это в судебном порядке. <br><b>- А для строительных инвесторов Градостроительный кодекс устанавливает иные правила игры? </b><br>- Напомню, что в земельном кодексе описаны все конкурсные процедуры по продаже земель под застройку. А в соответствии с новой редакцией градостроительного кодекса, эти земельные участки должны будут продаваться с готовой инфраструктурой и установленным регламентом. Ведь сегодня “житейские” проблемы, связанные с развитием инфраструктуры, чиновники перекладывают на плечи инвесторов, в результате чего доля затрат в жилищном строительстве превышает 40% на квадратный метр. Нововведения позволят снизить цены на жилье, сделать их прозрачными. По крайне мере, затраты на инфраструктуру снизятся до 20-25% при количестве согласований до одного документа – разрешения на строительство. <b>- В Градостроительном кодексе что-то сказано об ответственности за качество возводимых строительных объектов?</b> - Да, юридический механизм контроля и ответственности при осуществлении градостроительной деятельности предусмотрен. Детализированы виды контроля: государственный, муниципальный, производственный и общественный. Определены лица, ответственные за проектирование и строительство, их гражданская ответственность подлежит обязательному страхованию. Проще говоря, если выяснится, что была допущена ошибка, например, в проектировании здания, то персональную ответственность придется нести главному инженеру проекта в соответствии с административным либо уголовным законодательством. <b>- Все, что вы говорите, на мой взгляд, имеет смысл, если Градостроительный кодекс будет законом прямого действия. Это так? </b> - Да, Градостроительный кодекс РФ должен стать законом прямого действия. Правда, местным властям необходимо внести поправки в ныне действующие местные законы и если потребуется утвердить новые. А поскольку это титаническая работа – им предстоит принять все документы, начиная от правил землепользования и застройки и заканчивая градостроительным регламентом – то правительство настаивает предусмотреть семилетний адаптационный период для регионов, за который они должны разобраться со своим законодательством. <b>- У Вас нет опасений того, что местные власти, приложив руку к разработке своих законов, исказят первоначальную идею авторов нового Градостроительного кодекса, естественно в своих интересах? </b> - Безусловно, есть. Но я полагаюсь на общественное мнение и, в конце концов, не стоит забывать о существовании прокуратуры, суда. <b>- На ваш взгляд, какие вопросы могут вызвать наибольшие разногласия во время обсуждения нового Градостроительного кодекса при первом чтении? </b> - Я полагаю, это вопросы, связанные с профессиональной общественностью, их ролью и местом в градостроительном процессе. Кроме того, вопросы, связанные “с имперскими амбициями”. Очевидно, что многим чиновникам будет трудно свыкнуться с той мыслью, что регионы не должны согласовывать с Москвой градостроительные планы и иные решения. В общем, обсуждение документа предстоит непростое. <P><div align="right"><b> Оксана Карпова</b>, dp.ru, 9 июня 2004 года</div> <b>ЦИФРЫ </b><br> В 2003 г. в строительном комплексе РФ функционировало 100,4 тысяч подрядных организаций (рост 2%), 9293 предприятий стройиндустрии (рост 1%), проектных и изыскательских учреждений (падение 2%). Среднегодовая численность занятых в подрядных организациях составляет 3228,6 тысяч человек, что соответствует 98,3 %. Объем подрядных работ составил 114%. На развитие экономики и социальной сферы использовано 2183,3 млрд. руб. инвестиций в основной капитал ( 112,5% к уровню 2002 г.) Лучшие показатели достигнуты ЦФО, СЗФО, где обеспечен рост основных показателей более 10% и в таких регионах, как Московская, Владимирская, Оренбургская, Татарстан, Тверская, Калининградская и Кемеровская области, г. Санкт-Петербург и другие регионы, где показатели превышают общеокружные. В 2003 году на территории РФ организациями всех форм собственности построено 36,27 млн. м2 жилья, и достигнут рост 107,4 % к итогам 2002 г. При этом Сибирский и Северо- Западный федеральные округа обеспечили прирост ввода жилья более 10 %. Ввод жилья на душу населения составил 0,25 м2 в среднем по РФ. В Санкт-Петербурге ввод жилья достиг на душу населения достиг 0,4 м2. ( Для сравнения - в Москве и Московской области - 0,6 м2 ). Основные характеристики строительного комплекса РФ <li> Доля в валовом внутреннем продукте BBП) 7,3 %</li><br> <li> Доля по численности занятых 5,0 % (около 8 млн. человек)</li><br> <li> Доля в инвестициях в основной капитал 2,7 %</li><br> <li> Доля частных строительных компаний в общем количестве 90 % </li><br> <li> Степень износа основных фондов в строительстве около 45 % </li><br> <li> в промышленности строительных материалов около 54 %</li><br> <li> Средний уровень загрузки производственных мощностей в строительстве до 60 % </li><br> <li> в промышленности строительных материалов 40-60 % (для различных видов продукции) </li><br> Источник :Минпромэнерго