Значительная доля складского рынка страны, принадлежавшая Raven Russia, меняет собственника.
Арбитражный суд Москвы в конце прошлой недели вынес решение по иску Генеральной прокуратуры к компаниям "Рейвен Проперти Груп Лимитед" (Гернси), "Феникс Реал Эстейт Инвестмент Холдингз Лимитед" (Объединённые Арабские Эмираты, ОАЭ), "Феникс Проперти Груп Лимитед" (ОАЭ), а также Игорю Богородову и Ярославу Шувалову.
Резолютивная часть в картотеке "Электронное правосудие" не опубликована (обычно соответствующая информация появляется в карточке дела в течение нескольких минут после завершения заседания). Однако в воскресенье, 2 февраля, Raven Russia опубликовала сообщение, что суд полностью удовлетворил иск.
“
"16 складских комплексов, построенных и приобретённых Raven Russia с 2005 года, были признаны транспортными терминалами, действующими в условиях естественной монополии и подлежащими передаче Росимуществу", — уточнили в компании.
В августе прошлого года "Коммерсантъ" со ссылкой на источники в Генпрокуратуре сообщал, что в иске есть отсылки к 57–ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", утверждения о том, что инвестор проводил свои сделки без согласования с правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, и т. п.
“
"Компания считает, что слушания были проведены с многочисленными процессуальными нарушениями. В удовлетворении заявлений и ходатайств ей было отказано, а доводы по существу спора оставлены без внимания. Raven Russia особо отмечает безосновательное, по мнению компании, проведение судебного заседания 31.01.2025 в закрытом режиме и удаление прессы из зала судебного заседания, а также отказ суда привлечь к участию в деле компании — собственники акций и долей обществ, изымаемых в пользу государства", — говорится в официальном заявлении.
Уже объявлено, что решение, вынесенное арбитражем, будет оспорено.
Чем известна компания Raven Russia
Raven Russia создана в 2005 году британскими предпринимателями Антоном Билтоном и Глином Хиршем для инвестирования в российский рынок складской недвижимости. Компания построила собственные складские комплексы, а также приобрела ряд готовых объектов, которые сдаются в аренду. На сегодняшний день ей, по собственным данным, принадлежат 16 логистических парков класса А и один бизнес–центр общей площадью 1,9 млн м2.
География проектов — Москва, Московская область, Петербург, Ленинградская область, Нижегородская область, Ростовская область и Новосибирск. Общая вакансия по сети на данный момент — около 60 тыс. м2. Также в портфеле компании находится 90 га земли в разных городах, приобретённой под будущие проекты. По собственным оценкам Raven Russia, её доля на российском складском рынке составляет 8%.
До июня 2022 года акции компании котировались на Лондонской бирже. В июле 2022 года компания передала российский бизнес членам своей местной управленческой команды, но сохранила инвестиции в неголосующие привилегированные акции в инвестиционной группе, говорится на сайте Raven Property Group. В рамках иска Генпрокуратура требовала признать ничтожной сделку по смене собственников.
Чем владеет Raven Russia в Петербурге
Общая площадь складских объектов компании в Петербурге и Ленобласти сегодня составляет 272 тыс. м2. Ей принадлежат логопарки "Гориго" в областном Горелово, "Пулково" на Пулковском шоссе и "Шушары" на Московском шоссе. В "Гориго" сегодня свободно около 13 тыс. м2, "Пулково" и "Шушары" полностью сданы в аренду. Также в собственности находится бизнес–центр "Келлерманн–центр" на 10–й Красноармейской улице.
Ещё год назад в портфель компании в Петербурге входили бизнес–центры "Примиум" и "Константа". Однако в течение 2024–го они были проданы. Собственник объяснял это желанием сосредоточиться на основном для себя складском рынке. "Примиум" купил фонд под управлением "Сбережения плюс" (ранее — "ВТБ капитал пенсионный резерв"), "Константу" — компания "Гранит" Елены Некрасовой, супруги сенатора Александра Некрасова. Известно, что Raven Russia также искала покупателя на третий бизнес–центр и логопарк "Пулково".
"Raven Russia продолжит выполнять все свои обязательства перед арендаторами и другими контрагентами", — говорится в сообщении компании.
Участники рынка недвижимости, опрошенные "ДП", предпочли не давать комментарии по ситуации. На условиях анонимности эксперты выражают сочувствие компании, которая известна своими высококлассными объектами и профессиональной командой. Отдельно поднимается вопрос о том, кому перейдут активы Raven Russia, и том, как судебный процесс повлияет на настроения оставшихся на российском рынке иностранных инвесторов.
Что будет со складами дальше
Юристы считают, что государство, скорее всего, добьётся своего.
“
"Предполагаем, что сохранение комплексов как бизнеса зависит от того, внесёт ли новый собственник новшества в управление или оставит всё как есть, изменив только конечного получателя прибыли", — говорит адвокат, управляющий партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business Светлана Гузь.
Она прогнозирует, что оспаривание решения завершится "без положительного результата для подателей жалоб, как это было в подавляющем большинстве иных подобных процессов".
Советник, руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal Сергей Бакешин напоминает, что требования об обращении в доход государства акций Петербургского нефтяного терминала, аэропорта Домодедово, компании "Родные поля" и других компаний также основаны на 57–ФЗ.
"Очевидно, суд установил, что схема, посредством которой российские лица приобрели контроль, — мнимая, а настоящими инвесторами являются иностранцы. Подобный спор сейчас разрешается в отношении аэропорта Домодедово, компании “Родные поля”. Ранее подобные споры в отношении Калининградского морского торгового порта, Дальнегорского ГОК, порта Пермь и других были разрешены в пользу государства", — комментирует партнёр Lidings Александр Попелюк.
“
"Можно сделать вывод, что Генеральная прокуратура в обоснование своих требований ссылается на ст. 169 ГК РФ, — отмечает ассоциированный партнёр Skif Consulting, адвокат АП МО Алексей Трофимов. — В рамках масштабной волны “деприватизационных” исков она давно опробует положения этой статьи, что в итоге приводит к различным результатам и стало причиной появления разнородной практики на уровне Верховного суда и некоторых новых постановлений Конституционного суда".
Адвокат ссылается на определение Верховного суда июля прошлого года, когда ВС РФ отказал Генеральной прокуратуре.
"Мало установить нарушение закона в той или иной сделке. Чтобы применить реституцию в госсобственность, надо установить цель сделки, заведомо противную основам правопорядка и нравственности, и нужен специальный закон, который устанавливает такое последствие", — говорит он.
На данный момент претензии прокуратуры не коснулись бизнес–центров Raven Russia.
"Деятельность бизнес–центров пока не признаётся стратегической, поэтому оспорить сделки по продаже бизнес–центров и национализировать их на том же основании прокуратура не сможет, — считает Сергей Бакешин. — Но если будет установлено, что объекты недвижимости или владеющие ими компании прямо или косвенно принадлежали нерезидентам из недружественных государств, а сделки были совершены с нарушением контрсанкционных ограничений, то сделки могут быть оспорены".