Несмотря на закрытие нескольких магазинов, сети "Светофор" вряд ли грозит окончательный уход с петербургского рынка. Но в целом дискаунтерам развиваться здесь нелегко.
Управление Роспотребнадзора по Санкт–Петербургу провело внеплановую выездную проверку в магазинах сети "Светофор" (ООО "Торгсервис 78").
"Применена обеспечительная мера в виде временного запрета производственной деятельности (фасовки продукции) ООО “Торгсервис 78” по четырём объектам. Материалы дел переданы в районные суды Санкт–Петербурга для принятия решения об административном приостановлении деятельности. В настоящее время деятельность трёх торговых объектов приостановлена", — говорится в сообщении Роспотребнадзора по итогам этой проверки.
Ранее сеть столкнулась с претензиями контролирующих органов и в других регионах, в частности в Москве и Астрахани. "ДП" отправил запрос на имя директора ООО "Торгсервис 78" Марины Бибиковой, но на момент выхода этого материала ответа не получил.
Конкуренция повсюду
Эксперты сомневаются в том, что ситуация может привести к уходу "Светофора" из Петербурга. Но и сверхуспешной бизнес–модель жёсткого дискаунтера назвать уже сложно. Хотя всего пару лет назад сеть демонстрировала рекордные темпы экспансии.
“
"Даже если опустить ситуацию с проверками, на горизонте последних нескольких лет подобные концепты уходят, поскольку процветают маркетплейсы, предлагающие в том числе ассортимент продуктов с длительным сроком хранения (именно за ними в основном ходят в “Светофоры”). Развиваются и магазины у дома, где можно купить продукты базового набора", — отмечает независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин.
“
"У сети много магазинов по городу и области, конкурировать с ними по цене затруднительно, учитывая рыночную силу и необходимую инфраструктуру, которая позволяет держать цены доступными. В то же время есть и несколько местных проектов — например, “Семишагофф” со своей стратегией дискаунтеров, которая активно привлекает низкими ценами, в ряде случаев субсидируя продажи отдельных значимых для потребителя продуктов питания", — добавил Федяков.
Тем не менее у X5 Group, которой принадлежит "Пятёрочка", есть и собственный дискаунт–проект — сеть "Чижик". На рынок Петербурга она до сих пор не вышла, вероятнее всего, из–за антимонопольных ограничений.
Не только для бедных
Эксперты отмечают, что вопреки стереотипам дискаунтеры сегодня посещают в том числе и обеспеченные покупатели, которые ратуют за разумную трату средств на продукты. Партнёр One Story Ольга Сумишевская считает, что главный вопрос — в ассортименте, который предлагают магазины.
"Тот же самый “Чижик” начинал с малого количества собственных торговых марок (СТМ), продавая чуть дешевле федеральные марки. Но потом последовательно стал развивать СТМ с высоким качеством и достаточной маржинальностью. Рынок есть, нужно просто выдавать качественный товар и говорить об этом", — уверена эксперт.
Так или иначе, дискаунтеры сейчас развивают практически все крупные ретейлеры. У "Магнита" в Петербурге и Ленинградской области открыто 19 жёстких дискаунтеров В1 ("Первый выбор").
"Формат торговых точек эволюционирует, будущее за качественными жёсткими дискаунтерами, которые пользуются спросом у потребителей с любым уровнем дохода, не готовых жертвовать удобством покупок. Сейчас покупатели хотят получать качественную продукцию за справедливую цену", — заявили "ДП" в пресс–службе компании.
Михаил Лачугин отмечает, что у некоторых дискаунтеров, запущенных крупными сетями, продажи в городе стагнируют. Их опыт может отпугивать тех, кто ещё не вышел на местный рынок. Некоторые сети, которые так и не смогли подстроиться под особенности петербургского рынка, и вовсе закрываются. Например, дискаунтер Smart, который пытался развивать владелец Eurospar.
Низкие цены, высокие запросы
Одна из самых активных сетей на рынке аренды новых помещений — "Семишагофф". Сейчас она насчитывает 183 магазина в Петербурге и Ленобласти, почти каждый месяц открывает новый. Сохраняет позиции одна из старейших сетей продуктов экономкласса "Технолог" — по данным официального сайта компании, работают 38 магазинов.
Эксперты компании Maris считают наиболее активным игроком на рынке аренды как раз "Светофор" (его же владельцам принадлежит сеть "Маяк"). Их целевой запрос — от 850 м2. Мини–формат (400 м2) не прижился. "Центральные районы им очень интересны, но сейчас на рынке нет предложений, способных удовлетворить требования этих компаний. Площади “Светофора” — это классические склады, на которые всегда высокий спрос", — добавляют в Maris.
Директор по развитию агентства коммерческой недвижимости KNRU Полина Фиофилова добавляет, что многие сети сейчас тестируют новые форматы. Ищут помещения под ультрамалый формат "Дикси GO", маленькие "Магниты".
"Уже наблюдается перенасыщение дискаунтерами, а также дефицит необходимых площадок. Даже в новых “спальниках” такие помещения забирают ещё на стадии строительства дома", — говорит она.
При этом эксперт добавляет, что собственники помещений не горят желанием работать со "Светофором". Во–первых, им нужны технически сложные помещения с определённой высотой потолков. Во–вторых, они запрашивали маленькую ставку в связи со своей стратегией ценообразования. В целом сеть, по мнению эксперта, была не очень популярна в Петербурге. Больший спрос у них был в Ленобласти.
"Последние несколько лет они искали помещения во всех районах города, но тяжёлое техническое задание и низкая арендная ставка не позволяли открывать большое количество магазинов", — добавляет эксперт.