За спокойствие банков расплатимся ростом цен

Дополнительные 1,5% к инфляции

Дополнительные 1,5% к инфляции - цена, которую заплатят российские потребители за меры, по сглаживанию проблем с ликвидностью у отечественных банков. Минфин решил поддержать банки, поступившись борьбой с разгоном цен.

Для увеличения ликвидности, на счета банков "закачают" 300 млрд рублей, принадлежащих госкорпорациям. "Сдав фронт" ведомство Алексея Кудрина "перешло на заранее подготовленные позиции" – предупредив, что подарок банкирам обойдется гражданами в лишние 1,5% инфляции.
О решении разместить рублевые активы "временно свободных средств" Фонда ЖКХ (около 200 млрд рублей) и госкорпорации "Роснанотех" (около 100 млрд рублей) на внутреннем рынке, накануне сообщил директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин.
При этом чиновник заявил, что такое решение может увеличить инфляцию на 1-1,5 процентного пункта.
В российской Госдуме, где любят "вызывать на ковер" людей из правительства, и спрашивать с них за рост цен, нынешнее решение, тем не менее, одобряют (во всяком случае, депутаты от "партии власти").
"Вопрос в чувстве меры", - прокомментировал dp.ru решение ведомства во главе с Алексеем Кудриным член думского комитета по финансовому рынку Павел Медведев ("Единая Россия"). "Если кризис ликвидности возрастет, то система дезорганизуется до такой степени, что нам уже будет не до инфляции", - объясняет свою поддержку действий Минфина парламентарий.
Сопоставлять инфляцию и кризис ликвидности неправильно, полагает Медведев. По его мнению, передача денег госкорпораций банкам – решение наиболее близкое к оптимальному варианту.
"Правительство действует достаточно осторожно, по капельке добавляя денег в банковскую систему - другого выбора у нас пока нет", - сказал депутат.
Центробанк уже выдал банкам кредитов на 900 млрд. рублей. "Могли бы и больше, но возможности ЦБ ограничены залогами, - поясняет депутат. - Закрыть недостающую брешь как раз и призваны свободные бюджетные деньги".
"Размещать свободные бюджетные средства на счетах банков это мировая практика", - пояснил с dp.ru зампред думского комитета по финансовому рынку Юрий Зеленский ("Единая Россия"). Банкам нужны "длинные деньги", и это первый правильный шаг правительства в этом направлении, начиная с дефолта 1998 года.
"Деньги должны работать на правительство, а не болтаться мертвым грузом на счетах федеральной казны", - подчеркивает парламентарий.
Кредитные деньги также менее инфляционные, чем прямые "вбросы" в экономику, добавляет Зеленский. "И это решение направлено вовсе не на предотвращение кризиса ликвидности, который у нас ожидается в наибольшей степени лишь потенциально и существует виртуально, - говорит депутат. - Речь идет о предупредительных мерах".
Прогнозируемый рост инфляции на 1-1,5%, по его мнению, не имеет отношения к делу. "У нас вообще инфляция в основном носит не монетарный характер, а связана по большей части с ростом тарифов и ценами на услуги естественных монополий, а также некоторыми другими факторами", - считает Зеленский.
С заявлениями о "виртуальности" банковского кризиса категорически не согласны представители думской оппозиции.
"Более тупой способ предотвратить кризис ликвидности придумать сложно", - заявила, dp.ru член думского комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева ("Справедливая Россия").
"Во-первых, это означает, что Минфин плохо планирует расходы, раз у него появляются временно свободные бюджетные средства, а во-вторых, эти деньги все равно бы вернулись в банки, если бы было принято решение профинансировать с их помощью реальные расходы", - полагает Дмитриева.
Общая сумма в 300 млрд рублей, которую перечислят в банки, - это финансирование всего российского образования из федерального бюджета в течение года", - заметила также парламентарий, попутно указав на возможную коррупционность принятого Минфином решения.