Исследования, проведенные в Институте мозга человека РАН, позволили ученым увидеть, как работает совесть. Теперь экспериментально подтверждено, что бессовестных людей нет, а есть лишь разные представления о добре и зле.
По словам директора института члена-корреспондента РАН Святослава Медведева,
механизм работы совести основан на так называемом «детекторе ошибок», открытом
Натальей Бехтеревой еще в конце 1960-х гг. Мозг постоянно отслеживает, все ли
действия человека соответствуют привычной норме. Например, утром, обдумывая
предстоящие деловые переговоры, мы совершаем массу механических действий:
заходим в ванную, чистим зубы, одеваемся, варим кофе. Делаем все это не
задумываясь, потому что в мозге уже существует матрица «как надо». И когда мы
совершаем неверное действие - утюг забыли выключить - срабатывает «детектор
ошибок», мозг подает сигнал тревоги, возникает ощущение, что что-то не так.
Выяснилось, что работу совести запускает тот же механизм.
- Ложь или сокрытие своих мыслей - естественная составляющая человеческой
жизни, - говорит Святослав Медведев. - Понимаете, если вы с утра решите всегда
говорить правду и только правду, то, скорее всего, уже к вечеру лишитесь работы,
а жена выгонит из дома. То же самое в животном мире. Заяц обязан обмануть волка,
иначе тот его съест.
Мы решили посмотреть, как работает «детектор ошибок», когда человек
сознательно врет. Казалось бы, зачем детектору сигнализировать об ошибке, ведь
мозг и так знает, что утверждение ложно. Однако наш эксперимент показал, что и в
тот момент, когда человек только собирается сказать неправду, и сразу после
того, как произнес ее, мозг выдает сигнал об ошибке, который фиксируется на
электроэнцефалограмме.
Для чего организму это надо? А для того, чтобы человек не поверил в
собственную ложь. Можно сколько угодно убеждать собеседника в замечательных
свойствах некоего товара, но сами вы его никогда не купите, если знаете, что он
никуда не годен. Вот этот сигнал мозга о рассогласовании между тем, что вы
делаете, и существующей в мозге матрицей правильного поведения «как надо» и есть
совесть человека. А поскольку без «детектора ошибок» наш мозг работать не может,
значит, нет и бессовестных людей.
- Почему же кто-то совершает неблаговидные поступки, а кто-то нет? У
вторых голос совести слабее, они не замечают сигнала об ошибке?
- Видите ли, дело в том, что совесть не мешает совершить преступление, она
мешает насладиться его плодами. Человек может совершить дурной поступок,
поддавшись сиюминутному порыву, страсти, а потом искренно раскаиваться и
замаливать свой грех.
С другой стороны, у каждого человека свое представление о том, что такое
«хорошо» и что такое «плохо», своя матрица правильного поведения «как надо».
Например, для нас каннибализм - плохо, а для некоторых африканских племен съесть
человека - нормально. В мире много аморальных людей, но совесть как
физиологическое явление у них есть.
- Если совесть - физиологический процесс, значит ею можно
управлять?
- В ходе одного из экспериментов выяснилось, что под воздействием алкоголя
происходит инвертирование совести. Правильное и неправильное как бы менялись
местами, и «детектор ошибок» срабатывал, когда человек говорил правду, и молчал,
когда тот лгал. И даже более того, провоцировал человека на ошибочные
действия.
Это, кстати, еще один пример, почему нельзя водить автомобиль, даже если
выпил совсем чуть-чуть. Испытуемый выпивал 1 г водки на 1 кг веса. Это немного.
Но в результате «детектор ошибок», который в трезвом состоянии позволяет
водителю автоматически выравнивать руль при небольшом заносе машины, под
действием алкоголя давал противоположную команду, усугубляя аварийную ситуацию.
Правильные действия оказывались возможны только на уровне сознательного
управления: «Меня занесло, значит, я должен повернуть руль так». Но на это
уходит больше времени. А на автомате вы повернете руль автомобиля в
противоположную сторону.
На заметку: Институт мозга человека РАН - один из самых молодых в Петербурге,
был образован в марте 1990 г. Специфика работы института в том, что здесь
изучают особенности организации психических процессов, делающих человека
человеком, например: речи, мышления, творчества.