Число россиян, отдыхающих за рубежом, неуклонно растет. При этом, отправляясь на отдых, они не должны питать иллюзий - в случае ЧП им придется рассчитывать только на себя.
По данным Росстата, в
2007 году за границей побывали 9,37 млн российских туристов – почти на 20%
больше, чем годом ранее. В 2008 году рост, по разным оценкам, составит около
15%.
Но уровень защищенности российских туристов не повышается. "Люди выезжают на
свой страх и риск, – считает директор петербургского филиала компании "Натали Турс" Павел
Баскаков. – Есть стандартная страховка, полис, покрывающий определенные риски.
Но если что-то случилось – человек должен звонить не государству, а в страховую
фирму".
Страховщики не скрывают, что решение проблем путешественников – дело рук
"самих утопающих". "Государство у нас выполняет контрольно-распорядительные
функции. Риски по туризму ложатся на страховые фирмы, – говорит источник в
руководстве крупной страховой компании. – Наши дипломаты включаются в какие-то
ситуации, например если нужно оформить консульскую справку (документ, заменяющий
паспорт при его потере – "ДП"), но обычно принимающая сторона вешает проблему на
турфирму, а та – на нас".
В МИД России заявляют, что выдача свидетельств на возвращение – их
обязанность. Туроператоры добавляют, что связаться с дипслужбами бывает
непросто. Сейчас за рубежом действуют 242 российские "загранточки" – это
немного. К примеру, в Хургаде есть российская консульская служба, а на другом
популярном египетском курорте – Шарм-эль-Шейхе – нет.
Эксперты утверждают, что страховщики не остаются в накладе. "Они работают не
для того, чтобы прогорать, – уверен генеральный директор компании "Атлас"
Дмитрий Смирнов. – Страховой взнос входит в стоимость тура и в среднем
составляет 5 евро. В год мы страхуем 40 тыс. человек – сумма получается
солидная".
Тем не менее на практике выплаты по страховым случаям нечасты. "По нашим страховкам обращается один человек из ста. При этом 85–90% случаев – это кишечные инфекции, ушибы и порезы", – говорит старший менеджер отдела страхования выезжающих за рубеж "Группы Ренессанс страхование" Вадим Ванчаков. Риски такого рода "компенсируют" по минимуму. Кроме того, есть система, при которой затраты до определенной суммы ложатся на пострадавшего.
Тем не менее на практике выплаты по страховым случаям нечасты. "По нашим страховкам обращается один человек из ста. При этом 85–90% случаев – это кишечные инфекции, ушибы и порезы", – говорит старший менеджер отдела страхования выезжающих за рубеж "Группы Ренессанс страхование" Вадим Ванчаков. Риски такого рода "компенсируют" по минимуму. Кроме того, есть система, при которой затраты до определенной суммы ложатся на пострадавшего.
В 2007 году Российский союз туриндустрии (РСТ) поднял вопросы страхования и
ответственности. Появился меморандум, где была обозначена проблема умышленного
сокращения перечня рисков и лимитов по страховому покрытию в турпакете.
Стандартная страховка включает экстренное амбулаторное или стационарное лечение
во время поездки, доставку в больницу, "медицинскую или посмертную репатриацию
до аэропорта" и организацию всего этого страховщиками. В РСТ уверены, что список
надо расширить минимум втрое. К тому же выплат не всегда хватает для
урегулирования страховых случаев.
Причиной незащищенности туристов эксперты называют демпинг страховщиков при
борьбе за контракты с туроператорами. "Перечни рисков на Западе и в России
сильно отличаются. У нас покрытие намного ниже: страховой пакет примерно 1 евро
в сутки, а в Европе 3–5 и больше, и планку надо поднимать", – полагает президент
РСТ Сергей
Шпилько.