Америка должна "раскулачить" Google

Дефицит федерального бюджета США никак не удается восполнить. Возможно, пришла пора основательно "потрясти" поисковик Google, который преуспевает на чужих несчастьях. Об этом пишет в своем весьма эмоциональном материале обозреватель Businessweek.

Американская экономика переживает нелегкие времена. Галлон бензина (3,78 литра) продается уже по $3,8, скоро к этой же отметки подойдет и молоко. Ипотека в руинах, потребительское доверие на низком уровне, муниципальные бюджеты опустошены (например, калифорнийский город Валехо недавно был объявлен банкротом ). Новому президенту предстоит нелегкая работка по расчистке всех этих авгиевых конюшен.
Можно пойти по пути венесуэльского президента Уго Чавеза, который благоденствует на доходах нефтяных компаний. Но в США, даже с учетом стоимости барреля нефти в $130, черное золото не может принести таких же доходов в казну, как где-нибудь на Ближнем Востоке. Все-таки Аляска это не Кувейт.
Роль американского "Газпрома" вполне может сыграть поисковик Google, рыночная капитализация которого уже составляет $180 млрд (весь российский фондовый рынок оценен в $1 трлн - прим. dp.ru). Компания купается в наличных, и наслаждается такими сверхдоходами, которые раньше имел только колумбийский наркоторговец Пабло Эскобар.
Стремление поисковика "не приносить зла" давно уже не актуально. Огромные доходы Google приносят боль и страдания другим компаниям, особенно печатным СМИ. "Представление о том, что невероятно затратный сбор новостей по всему миру (с помощью репортеров и собственных корреспондентов) газеты и журналы могут компенсировать за счет печатной рекламы, или от части доходов от размещения поисковика Googlе на интернет-страничке издания, не выдерживает никакой критики", - полагает вице-президент и старший аналитик Bernstein Research Крейг Моффет.
Но Google это нисколько не волнует. К следующему году поисковик заграбастает половину от $55 млрд, в которые оценивается рынок онлайн-рекламы. С каждого доллара, который зарабатывает от рекламы Google, он возвращает поставщикам информации не более 5 центов. Доходы интернет-гиганта растут, но он не собирается делиться ими со СМИ, чтобы они могли защищать своих корреспондентов где-нибудь в Багдаде.
В прошлом году из американских СМИ было уволено рекордное количество новостников за последние три десятилетия, и далеко не всем им нашлось место в интернете. Рекламные доходы и рыночная капитализация американских газет и журналов эффективно "аннексируется" Google. Хороший пример - поисковик заплатил $1,7 млрд за покупку YouTube. Это более чем в два раза больше стоимости издательского дома New York Times.
Каждый год Google тратит по $75 млн только на то, чтобы накормить 9,6 тыс. своих и без того высокооплачиваемых сотрудников в штаб-квартирах в Маунтин Вью и Манхэттене. Да и штаб-квартирами эти здания назвать сложно. Это какие-то развлекательные кампусы с фитнесс-залами, массажными комнатами, игровыми автоматами, биллиардными, стиральными и сушильными машинами и невероятным количеством льгот и привилегий для работников.
Как они могут себе позволить все это? Легко - в прошлом году компания получила чистую прибыль в $4,2 млрд. Эти деньги надо успеть обложить налогом на сверхприбыль еще до того, как голодные и измученные высокими ценами избиратели возьмут штаб-квартиру Google штурмом.